ПРИТЧА
Дверь мерно поскрипывала, качаясь на ветреном потоке раннего утра. Ее ржавые петли давно нуждались в починке, но Учитель не позволял ничего менять. Он говорил, что дверь скрипела еще во времена его Учителя, который жил в этом одиноком домике на отшибе, и будет скрипеть столько, сколько ей самой захочется. Если ей разонравится, она скажет.
Все удивленно ахали, восхищаясь мудростью Учителя. Хотя, возможно мудрость эта была обязана тому, что сам Учитель жил в городе в огромном особняке, а к дому старого Учителя ходил раз в год, на открытые уроки.
Новый Учитель был совсем не похож на своего предшественника – прежний был настоящим отшельником, не брал платы за уроки, жил скромно и семью не заводил. Нынешний Учитель брал хорошие деньги за свои уроки, женился на дочери богатого торговца и в целом совсем не бедствовал. Злые языки частенько прохаживались на его счет, но он отвечал так – кто сказал, что мудрость и бедность обязательно идут в одном флаконе? Старый Учитель был мудрый человек, которому нравилось жить скромно, я тоже мудрый человек, и мне нравится жить совсем по-другому. Разве мудрость не в том, чтобы жить так, как тебе хочется и не беспокоиться, что об этом скажут другие?
Новый Учитель был очень мудр, и поэтому прислушивался к себе и жил на широкую ногу.
Каждый год Учитель отбирал 20 лучших и 19 худших своих учеников и уходил с ними к дому своего Учителя. Как-то его спросили, почему он берет с собой и худших, и лучших, и почему именно в таком количестве. Он ответил:
- Мы живем в свободном мире, и все мы равны перед лицом закона – и лучшие, и худшие. Но все же не стоит забывать, что лучшие чуточку лучше.
Сегодня был как раз тот день, и открытый урок почтили своим присутствием даже члены городского совета. Не удивительно, ведь когда – то они были тоже в числе этих 20 лучших.
- Всем добро пожаловать, - улыбаясь и приветственно кивая в сторону почетных гостей, начал Учитель. Он считал, что умение налаживать хорошие отношения с сильными мира сего - тоже великая мудрость, - сегодня чудесный день. Сегодня я расскажу вам о воде.
Ученики, бывшие и настоящие, удивленно переглянулись и заерзали на своих стульях.
- Простите, Учитель, - ответил самый важный и самый успешный из учеников, - всем известно, что у водных прообразов нет своей философии. У них нет формы, нет места обитания, нет правил, законов, договоров, единого мышления. И соответственно, нет и философии, которая смогла бы ее описать.
- Согласен, отсутствие водной философии известно всем, - закивал явно довольный Учитель, - поэтому все – мои ученики, и только я – Учитель. Мне известно несколько больше, чем всем. Вот скажи, мой ученик, достигший таких высот – сколько в мире существует наших прообразов?
- Семь, Учитель, - пожал плечами ученик, - вода, огонь, флора, фауна, земля, звезды и нечто непознанное.
- Отлично, вижу, годы не состарили твою память. Теперь скажи, почему мы называем их своими прообразами, а не наоборот?
- Потому что изучение предмета всегда относительно центра изучения. Возможно, для наших прообразов мы и есть прообразы. Вполне вероятно, что костры говорят своим искринкам, что они глупы и недальновидны как человеческие детишки, к примеру.
- Не плохо. А теперь расскажи о своем огненном прообразе, раз ты привел в пример огонь.
Ученик растерялся. И в самом деле, поиском прообразов занимались особо обученные люди, за большие деньги. И к тому же с течением жизни прообразы менялись несколько раз, разве можно, вот так сразу!
- Ты, ученик мой, как огонь в кузнецкой печи. С самого рождения тебя правильно растили, обучали, ты разгорался строго по правилам и приносил только пользу. Раз или два ты обжигал руки мастеров, работавших с тобой, разгораясь слишком ярко, иногда затухал, оставленный ненадолго вниманием кузнецов. Но в целом, ты неустанно рос и достиг уже всего, о чем только может мечтать огонь в кузнецкой печи. Это очень почетный прообраз, мой ученик, ибо ты несешь благо людям, делая их жизнь более комфортной.
Если бы ты, ученик мой, спросил меня о своем прообразе земли, я бы сказал, что ты как богатый чернозем – что в тебя бросишь, то из тебя и вырастет. Вырастет богато и удачно. Но если тебя забросить, перестать ухаживать и поливать, ты быстро иссохнешь и станешь непригодным. Зато дома на тебе не построишь, слишком рыхлая и жирная почва.
Но если ты, ученик мой, спросишь о своем прообразе воды, я не смогу ответить.
- Зато я смогу, - обрадовался ученик. Наконец он хоть что-то может сказать, чего не знает Учитель, - я спрашивал у мудрых. Я капля, мой Учитель.
Учитель рассмеялся, и ученик смущенно заерзал на стуле. Его собратья тоже почувствовали себя неуютно, ведь мудрецы и им давали такой ответ. Но разве плохо быть каплей, в конце концов?!
- Значит, ты капля, - весело спросил Учитель, - а кто нет?
Сообщение отредактировал Yuliya Eff: 05 Январь 2016 - 19:28