На мой взгляд, самый сложный приём в художественной прозе - это эффект визуализации, когда читатель явственно видит не просто фон, а может рассмотреть детали, не ставя себе это целью. Проще говоря, читатель становится зрителем - и вот уже описываемая картинка возникает в воображении, словно кино. Буквы исчезают - появляется изображение.
Как определить, имеет ли то или иное произведение эффект визуализации? Очень просто. Спустя время вы либо "видите" сюжет, помните запахи и свет, либо вскользь помните о том, что там случилось: кто-то что-то сделал, потом получилось то-то... или нет... совсем другое...
В 4 "Декамероне" была такая тема - визуализация. Но только сейчас я понимаю, насколько это сложно и что мы копали совсем не там. Учились не по тем "учебникам", интуитивно нащупывая способ, как же сделать свой рассказ более кинематографичным.
Я продолжаю думать над этой темой, наблюдать и учиться. И меня неизменно приводит в восхищение и раболепную оторопь работа операторов сериалов "Во все тяжкие" (Breaking Bad) и приквела "Лучше позвоните Солу" ("Better Call Sol"). Я учусь у них на примере каждой серии и каждого удачного кадра и всё пытаюсь додумать свою мысль - как смастерить подобный операторский "взгляд" в прозе.
Если говорить метафорично, то результат работы операторов в этих сериалах можно назвать движущейся фотографией. Заметила, что в них много линий и пятен, которые делают кадр ярким и безумно интересным, даже если персонаж пять минут молча ковыряется в запчастях.
Скрины 1 серии 3 сезона "Лучше позвоните Солу".
Посмотрите, акцент на человеке: вокруг темнота, его пристальный взгляд. А в отражении видно ещё и запись номера аппарата (это датчик слежения).
В кадре видно всё важное на данный момент. Лишнее удалено.
Справа персонаж ждёт знакомого. Слева - в просвете дальнего окна - огни приближающейся машины. Где ещё вы видели подобный ракурс, когда кадр разбит на три части и в каждом свои линии, но сохраняется общий концепт чёрного с жёлтым - ночи и продолжающегося дыхания жизни тех, кто продолжает встречаться, договариться, вершить темные делишки?
Линии. Очень много линий. И они отвлекают от находящихся почти в центе, чуть выше, главных персонажей. Создается впечатление, что главное - не эти люди, а все, что окружает их - целый мир, который поглядывает и подслушивает постоянно. (За ГГ идет слежка)
К Чаку приезжает посыльный с продуктами. Оператор мог снять просто крупным планом тот момент, когда посыльный входит в дом. Но он (оператор и мы вместе с ним) продолжаем подглядывать из-под крыла автомобиля.