LimonOff
Совсем недавно в издательстве «Ад Маргинем Пресс» вышел биографический роман французского писателя Эммануэля Каррера «Лимонов». Только во Франции уже продано более 300000 экземпляров, а бывший президент Франции Николя Саркози, как минимум три раза советовал французам прочитать роман о Лимонове. Саркози сказал как-то, что это его «настольная книга» и что он рекомендует прочесть ее каждому, кто захочет хоть что-нибудь понять в том, что из себя представляет современная Россия.
Российский читатель, довольно хорошо знающий и произведения Лимонова и его политическую деятельность, воспринимает книгу как биографию, которая собственно и не особо нужна, учитывая автобиографичность всей Лимоновской прозы, а уж о политике - Лимонове наверняка больше расскажет «Эхо Москвы» и его ЖЖ, где Эдуард Вениаминович публикует свои (как он сам называет) проповеди. Роман-биография Каррера у меня в руках, содержание книги состоит из целых пластов Лимоновских романов, интервью и статей. Есть сдержанная позиция автора, кое - как вплетена и жизнь самого Каррера, его интерес к России и русскому народу.
Книга рассчитана, безусловно, на иностранцев, на тех же французов, где Лимонов является мифом. Он долго жил во Франции, немало публиковался, Лимоновский «Эдичка» впервые был издан именно в этой стране под названием «Русский поэт предпочитает негров». Однако, Франция позабыла Лимонова, он долго там не публиковался, не появлялся, а недавно и вовсе отказался от Французского гражданства. Его еще смутно помнят как экстремиста, стреляющего в Сербии на стороне Радована Караджича, до них доносились слухи, что странный Лимонов организовал толи фашистскую, толи большевистскую партию, а потом загремел в тюрьму за организацию бандформирований с целью отделить Восточный Казахстан и присоединить к России. Кстати, в своей книге Эммануэль Каррер отвергает этот образ, противопоставляя ему вполне демократичного политика, о котором хорошо отзывается покойная Анна Политковская и Елена Боннэр, уж их сложно заподозрить в фашизме.
«Раньше у них были свои такие писатели. Не так давно Жан Жене умер, проклянув Францию и завещав похоронить его в Северной Африке. Или Селин. У них много было подобного рода ребят. Но потом, в восьмидесятые годы, мир накрыло тяжелой сеткой политкорректности. Всю Европу, во всяком случае. Появилось множество табу: культурных, интеллектуальных. Изучать холокост нельзя. Нельзя организовать партию под названием «национал-большевистская». Нельзя ехать в Сараево, нельзя стрелять по мусульманам. Нельзя негра называть негром. Конечно, жить в таком мире тяжело. Давит на нервы. Вы знаете, какая самая распространенная болезнь во Франции? Депрессия. Множество моих друзей, писательниц и писателей, переболели или болеют депрессией. Это все следствие политкорректности. Когда они через замочную скважину Каррера увидели человека, который просто клал на все эти табу и жил как хотел, им это понравилось. Изначально они народ живой и жизнелюбивый, веселый, жестокий. Поэтому они и испытали большое удовольствие. Одни писали о том, что Лимонов — герой, другие что авантюрист и мерзавец, но я все равно привлек их» - пишет Лимонов в статье.
Иностранец воспринимает Лимонова как миф, как вымышленного персонажа. Его насыщенная неоднозначная жизнь – идеальный материал для приключенческого романа, где герой и писатель, и поэт, и революционер. Он отвергнут Родиной, но ненавидит диссидентов, ему противна совковая ментальность, но над ним развеиваются красные знамена «Серп и Молот», а его крепкие ребята выбритые «под ноль» кричат: «Завершим реформы так: Сталин! Берия! Гулаг!». Будучи приобщен к богемной жизни во Франции, он отправляется на Сербскую войну, где западные СМИ снимают его с оружием в руках, а в 90-ые годы возвращается в СССР, где на стороне красно-коричневых борется с Ельциным. После, «безумная» партия и заточение в тюрьме, и не одни похороны товарищей, про которых Лимонов так нежно пишет в «Некрологах» и в «Книге Мертвых». Иностранный читатель уверен в вымысле персонажа Limonov, но только потом понимает, что он вполне себе живой человек, которого каждый месяц по 31 числам «винтит» целый отряд омоновцев. У него маленькие дети и молоденькие девки Фифи, он перестал писать романы, говоря, что это занятие для придурков, зато пишет философские и даже религиозные теории, как в последней книге «Illumination» .
О Лимонове я, прежде всего, узнал как о политике, а уж после прочитал романы и стихи. У дедушки беспрерывно вещало «Эхо Москвы», было крайне интересно, что же пишет писатель и политик Эдуард Лимонов, так остро критикующий путинский режим. Что же может написать человек, чьи парни сидят в лагерях, чья партия запрещена и ликвидирована. В доме книг Лимонова я не нашел, но мама уже не удивлялась. К тому времени и по моему совету она успела ужаснуться Сорокинской «Настей» и «Голубым салом».
«Эдичку» я приобрел в букинисте за 45 сом. Это первое издание на русском языке 91-го года, пожелтевшие страницы и запах затхлой библиотеки…. И книга не про секс, как кажется тупоголовым олухам, которые сцену с негром только и вынесли из всего романа, они выискивают постельные сцены и кричат: «Порнография! Стыд! Срам!». Очень точно по этому поводу сказал журналист Дмитрий Голубев: «Там не про секс. Просто все вокруг мертвые, а черный парень – единственный живой».
«Подросток Савенко», «Молодой негодяй», «Это я, Эдичка», «Дневник неудачника», «Русское психо». Этого вполне хватит, что бы определить Лимонова, как Большого Русского Писателя. Он всегда ровнял себя с Бродским и Солженицыным (обоих недолюбливал). Каррер поставил Лимонову «памятник», а Лимонов жив, бодрствует и все так же самоуверенно пишет: «Догнал ли я «нобелей»: Шолохова, Пастернака, Солженицына, Бродского? Как бы не перегнал!»
Сообщение отредактировал Радикал Максим: 12 Январь 2013 - 22:55