Сказка о том, откуда берутся настоящие новогодние елки (для совместного чтения родителей с детьми)
Жила-была елочка.
Это была не обычная елочка. Росла она не в лесу, а на большом поле. Не одна росла, много там их было. И поле тоже не одно, а много. На каждом поле елочки разного возраста. Вместе поля назывались плантацией. Так что и елочка вместе с подругами называлась плантационной.
Елочка помнила себя с того момента, как ее, маленькую трехлетку, из большого пучка такой же мелочи взяли человеческие руки, встряхнули, расправляя ей корешки, и опустили в трубу.
– Нас сажают, это сажалка, – переговаривались оставшиеся елочки.
По этой трубе наша елочка скатилась вниз, где расположенный на конце трубы большой острый зуб уже прорезал в рыхлой земле канавку, в которую и попала елочка корешками. Следом проехали два гладких колеса, совсем близко к стволику, так что елочка успела испугаться, что её сейчас раздавят. Но колеса лишь прижали землю к корням, и елочка сразу почувствовала себя увереннее.
Следом шел человек, смотрел, чтобы маленькие деревца правильно в землю садились. Если какая криво попадала или колеса-катки плохо почву прижимали, человек оправлял елочку, притаптывал землю вокруг. Этого человека так и называли – оправщик, а того, что опускал сеянец в трубу лесопосадочной машины – сажальщик. Елочки же всех людей называли просто воспитателями. Это пока они маленькими были.
Почувствовав под корнями почву, елочка начала расправлять корешки, пить из земли влагу. Как и все растения, елочки тянули из земли воду и питательные вещества, а еще им нужен свет. Вот света на плантации хватало всем деревцам, а почва, увы, оказалась не очень плодородной. Поэтому все посаженные елочки первое время с нетерпением ждали, когда приедут специальные машины, которые польют их, да не просто водой, а питательным раствором. Юные деревца способны были питаться даже хвоинками, а не только корнями, которые еще не совсем прижились. Потому и назывались такие подкормки внекорневыми.
За высаженными елочками ухаживали техники-лесники. От этих людей можно было узнать много интересного. Вот однажды, после очередного полива, наша елочка – сытая и довольная – расправила недавно появившиеся молодые приросты на веточках и спросила:
– Скажи, человек, а что здесь было до того, как нас сюда посадили.
Лесник задумался. Елочка даже решила сначала, что он не услышал ее или вопроса не понял. Да только не становятся лесниками люди, которые не умеют разговаривать с деревьями и кустарниками. Вот лесник подумал немного и ответил:
– Давным-давно здесь рос лес. Пришли сюда люди и срубили лес, чтобы из дерева дома себе построить, бумагу сварить (да-да, бумагу варят, но занимаются этим химики и об это мы расскажем в другой раз) и много чего полезного сделать из хвойной лапки. Хвойными лапками мы называем ветки с хвоей. Даже выкорчеванные пни в дело пошли: на смолокурне из них дёготь гонят, но тебе это ни к чему знать, ты для другого предназначена.
– А для чего? – спросила соседняя елочка.
– Подожди, – снова заговорила первая. – Давай сначала дослушаем, что здесь было раньше.
– Так вот, – продолжил лесник. – Приехали лесорубы и срубили лес. Потом приехали трактора и грузовики и увезли заготовленную древесину и все, что можно было увезти. Потом приехали другие трактора, на которые можно навешивать разные орудия.
– Как сажалки, которыми нас сюда посадили? – снова встряла вторая елочка.
– Да, и сажалки тоже, – терпеливо ответил лесник. – Но сначала навесили корчеватели, чтобы вытащить из земли старые пни. Затем пришла очередь плугов – это такие огромные ножи мудреной формы, которые глубоко перекапывают землю, делая её более рыхлой. Но после плугов всё равно остаются крупные комья и пласты почвы, поэтому следом пускают борону, которая верхний слой рыхлит до состояния мягкой перины. Такая земля и воду для вас хорошо удерживает, и воздух пропускает, чтобы ваши корни дышать могли.
– Точно! Нам так легко приживаться было, что мы и не болели после пересадки, - взмахнула ветками наша елочка, соглашаясь. – Получается, что нас посадили после того, как землю проборонили?
– Ты умная елочка, – похвалил лесник. – Правильное слово подобрала. Да, проборонили, но вас не сразу посадили. Сначала земля год простояла перепаханная плугами и пробороненная боронами. На такой свободной черной земле сразу начинают вылезать сорняки, и мы с ними боремся, всячески их уничтожаем, чтобы они потом вас не задушили. Это называется черный пар, когда поле пустое стоит. Мы его несколько раз за лето боронили, пока все сорняки не извели. Последний раз рыхлили вам почву уже весной, перед самой посадкой.
– Ах, как долго и сложно! – удивились все елочки, внимательно слушавшие лесника.
– Не так это и сложно, – пожал плечами лесник. – Вас правильно вырастить сложнее.
– Вы нас посадили, дальше мы сами расти будем. Тут-то что сложного? Расти да расти себе, тянись вверх да веточки наращивай, – удивилась наша елочка.
– А вот и нет. Расти вы, конечно, должны и будете, но не все. Вас тут очень много посажено, но и цели у вас разные. Те, кто растут на грядах в один ряд, потом станут новогодними елками, а те, что между ними в три ряда высажены, пойдут на лесные культуры. Из них новый лес выращивать будут.
– А я? – робко поинтересовалась наша елочка, внимательно оглядывая грядку под собой и соседками.
– Ваш ряд – для новогодних целей, – тут же ответил лесник. – Видите, у вас своя грядка, на которой вы в одну линию высажены? Так что расти вы будете здесь несколько лет, и задача ваша – нарастить как можно больше веток и хвои.
Услышавшие лесника елочки из отдельного ряда тотчас встрепенулись и принялись осматривать себя, определяя, какие веточки растить быстрее, на каких больше хвоинок сделать, а где и дополнительные ветки вырастить. А вот рост макушки многим следовало поумерить.
– Вы же не в тесноте, так что не стремитесь к небу, – поучал лесник. – Места и питания всем хватит, так что помните: меньше прироста, больше число боковых веток.
– А мы как должны расти? – пискнул кто-то из тех, что рядом на грядке в три ряда сидели.
– А вы теснее посажены, поэтому вам надо стремиться вверх, чтобы соседки не бросали на вас тень. Для вас главное не количество боковых веток, а высота, – отвечал им лесник.
Так и росли елочки. Скучно немножко, но больше нечем заняться. Только следить, чтобы пушистость повышалась. Болтали между собой и том, куда корни в земле доросли, сколько боковых веточек за лето заложили, насколько в высоту подросли. Обсуждали своих воспитателей, которые регулярно появлялись на плантации, наблюдали за ростом подопечных. Иногда спорили между собой, что лучше: стать основой для нового леса, расти долго-долго, высоко-высоко и гордиться длинным, голым прямым стволом и маленькой кисточкой кроны на макушке или с детства расти небольшими и пушистыми красавицами, а потом стать украшением людского праздника.
Прошло два года. Весной на плантации снова появилось много техников и лесников, много тракторов и разных орудий, которые на эти трактора навешивались. Первым прошелся трактор с выкопочной скобой: огромный нож на двух рукоятках погружался в землю и на определенной глубине подрезал землю с корнями сразу под всей грядкой, где елочки росли в три ряда. Следом шли техники, поднимали из земли елочки, увязывали их в пучки и укладывали на грузовики.
– Поехали вырубку залесять, – сказал лесник, проводив последнюю машину взглядом. – Залесять, значит, сажать лес. На вырубке их также посадят, как вас здесь сажали. И будут они там теперь лет восемьдесят расти, пока не вырастут, чтобы сгодились в дело. Но вам без них скучно не будет.
И точно. Через несколько дней по пустым междурядьям (тем, что остались между рядами будущих новогодних елок) снова проехали лесопосадочные машины – уже знакомые нам сажалки – и высадили по три новых ряда молоденьких сеянцев. Какими маленькими показались они нашей елочке! О чём она леснику и сказала.
– Неужели два года назад и мы такие маленькие были?
– Были, - согласился лесник.
– А откуда они… и мы взялись?
– Из посевного отделения, – ответил лесник. – Когда старый лес рубили, со старых елей все шишки собрали, в специальных шишкосушилках высушили, семена из раскрывшихся шишек собрали. Потом эти семена посеяли на грядки. Только те грядки – это ещё не плантация, это часть, отделение питомника. Вы же наши питомцы. Семена посеяли, потому и отделение посевным называется. А те малыши, что растут там первые три года, - сеянцы. Когда вас пересадили сюда, на плантацию, вы стали саженцами, раз вас сажали. Сейчас вам пять лет, и вы уже почти большие, а им всего по два года.
– Да, мы и выше, и шире, – согласно махнула пушистыми ветвями елочка. – Но мы же будем на них тень бросать. Хватит им света?
– Об этом не беспокойся. В тени вы все быстрее вверх растёте, а им это и требуется. Вы же продолжайте расти вширь.
Ещё два раза увозили из междурядий подросшие саженцы, чтобы посадить лесные культуры. Так лесник называл посадки молодого леса. Как началась шестая зима, заволновались елочки, кто из них зеленее, пушистее да ровнее. Кто больше других подходит для роли новогодней елки для человека. Оказалось, зря спорили. Как нужное время наступило, появились на плантации лесорубы и забрали с собой каждую вторую елку.
– А ничего, что елочки разных размеров получились? – спросила наша елочка, которой судьба выпала остаться на плантации дальше расти.
– Так и люди разные, – усмехнулся лесник. – И по размеру разные, и по интересам, и по вкусам. Кому-то огромные ели подавай, какие ещё не на всякой плантации сыщутся, а кому-то и совсем маленькой достаточно, чтобы на столе уместилась.
Выросшие на одном поле, елочки оказались так сильно между собой связаны, что чувствовали друг друга и на больших расстояниях. Поэтому все оставшиеся на поле елочки ощущали радость и веселье, исходившие от ушедших подруг. И с уже бОльшим нетерпением ждали, когда пройдет еще два года и настанет их очередь стать новогодним украшением для людей.
Ещё два года росли в междурядьях в три ряда маленькие елочки – основа будущих лесов. Для нашей елочки они теперь казались совсем маленькими, и она больше не вступала с ними в спор, что лучше – вырасти в лес или стать праздничным деревом. Наша елочка ещё помнила счастливое настроение ушедших ранее подруг. Для нее этот вопрос получил ответ раз и навсегда: надо нести людям радость.
Вот наступила столь ожидаемая зима. Снова пришли лесорубы. Только в этот раз елочки спиливались не у самой земли. Лесорубы оставляли пеньки, взрослому человеку по колено. На пеньках оставалось по несколько ярусов веток. Странным образом из одного дерева получалось два: одно – спиленное – уезжало в город, к людям, второе оставалось на прежнем месте – на грядке плантации.
Сознание нашей елочки тоже раздвоилось, но в то же время осталось общим: оставшийся пень видел всё, что происходило с верхней частью.
Елочку привезли в город и поставили на улице вместе с остальными подругами. Никогда ещё елочка не видела столько людей и столько света зимой. Люди и в самом деле оказались очень разными. Елочку забрал мужчина, похожий на лесника. Почему елочка решила, что похож? Ей показалось, что он заговорил с ней, как разговаривал раньше лесник.
– Ну, что, красавица, пошли домой?! – эти слова точно для нее предназначались.
Дома их встретили другие люди, среди которых были и совсем маленькие, почти сеянцы, и чуть постарше. Ах, как великолепно нарядили нашу елочку! Нет, её не укутали в мишуру, наоборот, пушистые ветки оставили на виду, лишь местами украсив сияющими шарами и чуть припорошив блестками. Пропустили по ветвям разноцветные гирлянды лампочек. А потом, елочка уже была наряжена и когда маленькие люди легли спать, ночью появился лесник в длинной шубе и с длинной же бородой, с посохом и большим мешком. Он вытащил из мешка перевязанные лентами и мишурой коробки и уложил под елочку. Она старательно прикрыла их нижними ветвями. Утром люди доставали эти коробки, открывались и очень радовались найденным там подаркам.
Оставшаяся на плантации часть елочки всё это видела и чувствовала. Переживала и радовалась вместе со своей верхушкой. И ей не надо было больше спрашивать, что делать дальше. Она знала это и без лесника. Дальше ей нужно просто расти дальше. Она знала, что сможет ещё вырастить ветку, которая станет новой макушкой, сможет нарастить ещё много маленьких пушистых веточек и снова стать такой же красивой. И ещё раз испытает счастье новогоднего праздника.
*Прим. Аннотация для любопытных родителей: в сказке изложена технология комбинированного выращивания новогодних елей семенного и вегетативного происхождений на основе 11(+4)-польного севооборота на специализированных плантациях с одновременным выращиванием на таких плантациях саженцев ели для лесных культур.