Перейти к содержимому

Theme© by Fisana
 



Фотография

Как правильно обращаться в издательства


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 14 Февраль 2014 - 08:39

В помощь начинающему писателю.

Итак. Вы зачем-то решили зарабатывать на жизнь писательским ремеслом /Если вы пишете не ради денег, а по зову сердца и потому что не можете не писать - сразу проходите мимо/. У вас есть идея, вы можете выдавать большой объем адекватного текста, и у вас есть потребность к постоянному улучшению своих писательских навыков. С чего же начать?

Что писать? Можно, конечно, написать НФ или антиутопию с хорошим философским уклоном. Но тогда вопрос публикации вашего произведения может растянуться на годы. Ибо стартовать МТА в современной России с такими текстами крайне сложно. А если и удается, то это как правило независимое издательство и мизерный тираж. Если же вы хотите зарабатывать хоть сколько-нибудь серьезные деньги, то нынче издательства интересуют:

1) Циклы. Роман новичка вне серий никто издавать сейчас не хочет. Составляйте план на пять-шесть книг.
2) Всегда актуальны: фантастический боевик, боевая и классическая фэнтези, альтернативно-исторические романы и, конечно, "попаданцы". Отдельным пунктом стоят межавторские циклы, но о них вам думать ещё рано.
3) На последнем издыхании постапокалипсис (сталкеры, монстры, аномалии)
4) Тренды этого года: зомби, LitRPG

Вообще, рекомендую вам прочесть интервью редактора отдела фантастики издательства ЭКСМО: http://fan-book.ru/n...ya-malkina.html

Не пытайтесь сразу же отсылать свою рукопись в издательства. С первого раза мало у кого получается создать приемлемый текст. Да, я знаю, что ваш роман прочли родственники/друзья/коллеги по работе/ваша учительница русского языка, и всем им очень понравилось. /Если для вас подобная похвала является пределом мечтаний на писательском поприще, то присоединяйтесь к покинувших нас ранее графоманам/.

Если у вас есть текст, то опубликуйте его на СИ, проза.ру или любом другом аналогичном портале. Если ваш текст интересен, он привлечет к себе внимание. Но готовьтесь, что, помимо адекватной критики и ценных замечаний, на вас могут (и они это сделают!) обрушиться десятки покинувших наше обсуждение графоманов. Также полезным опытом для вас станет посещение литературных семинаров и мастер-классов (Ново-Малеевка, Партенит, Роскон, Интерпресскон, Петербургская Ассамблея Фантастики и другие). Прислушивайтесь к критике старших товарищей.

- Заранее предостерегаю вас принимать активное участие в сетевых литературных конкурсах. Как правило, критика там не направлена на развитие и творческий рост оппонентов.
- Также не стоит тратить время на посещение всевозможных литературных форумов, сообществ и порталов. Как правило, писателей, редакторов, издателей и прочих участников творческого процесса там нет. В этих местах обитают все те самые пишущие по зову сердца, мусолящие одни и те же темы: они гении, а все остальные говно. Как вы понимаете, в такой нездоровой атмосфере трудно добиться творческого роста.

Итак, пройдя предварительный этап отшлифовки текста, и как следует переработав свой роман (а это, как правило, дело неминуемое :), вы должны решить, каким способом попытаться пробиться в издательство.

Вариант первый: "Самотек"
Требующий минимум усилий со стороны автора, но при этом и самый малоэффективный. Как правило, составляя письмо в редакцию, МТА совершают массу ошибок. Для того, чтобы их избежать, настоятельно рекомендую прочесть о том, как оформить сопровождающее рукопись письмо (пункт №4, но советую прочесть пост целиком): http://melicenta77.l...com/505317.html

Вариант второй: Интернет
Если вы разместили текст своего романа в интернете (например на СИ или Фанбуке, и он пользуется там популярностью (несколько сотен или даже тысяч читателей ежесуточно), то велика вероятность, что издательства сами обратят на вас внимание. В качестве примера рекомендую прочесть интервью Дмитрия Руса , как одного из крайних представителей успешного сетевого автора - http://www.avtoram.c...onnye_prodazh.. - издающегося ныне на бумаге (НО ПОМНИТЕ: по статистике, на одного Дмитрия Руса приходятся ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ безызвестных авторов). Этот способ требует от автора огромных затрат личного времени и нервов. Но, если вам повезет, то награда окупит все ваши старания.

Вариант третий: По знакомству
К сожалению, в наш век высоких технологий расстояние между писателями и страждущими стать ими предельно сократилось. И многие МТА думают, что ничего страшного не случится, сели он пришлет любимому автору письмо с просьбой прочесть его роман и, в случае, если ему понравится, помочь пристроить его в издательство. Так вот, не стоит этого делать ни в коем случае. Если кто-то из писателей или редакторов обратит внимание на ваше произведение, он сам с вами свяжется. К тому же, посещение упомянутых мною выше семинаров как раз способствует тому, чтобы настоящие писатели и издатели обратили внимание на перспективного автора (если вы таковым являетесь, конечно). Этот способ один из самых надежных, но и наиболее редкий. Всё же мало у нас писателей, обращающих внимание на талантливую молодежь.

Есть и четвертый вариант: К черту издательства, я буду публиковаться в интернете и получать деньги напрямую от благодарных читателей. О результатах и перспективах подобного метода я уже писал ранее.

Итак, свершилось чудо! Вы смогли пробиться через жернова судьбы, и ваша рукопись принята. Но не спешите радоваться и готовить мешки для денег. Скорее всего, вам, как МТА, будет предложен весьма невыгодный для вас договор. Как правило, с новичками издательства не церемонятся, ибо желающих много, а издательств мало (тех, что издают фантастику на территории РФ, можно пересчитать по пальцам). К тому же, дебютанта в первые недели (а то и месяцы) редко беспокоят сумма его гонорара и срок отчуждения прав на его роман. Осознание приходит позже.

Тут уж решать вам. Качать права и требовать для себя более выгодных условий можно, только скорее всего это приведет к весьма печальным для вас последствиям. Задуматься над тем, что это ваши первые шаги, и сейчас для вас важно закрепиться на издательском поле, а потом вы свое наверстаете - не самая глупая мысль, на мой взгляд.

В любом случае, творческая судьба у каждого писателя своя. И платят всем по-разному. Кто-то будет в состоянии прожить на гонорары от книг, и при этом кормить себя и свою семью (например). А кому-то будут платить суммы, которые можно сравнить с зарплатой посудомойки (например).

Так что прежде, чем вы решитесь зарабатывать себе на хлеб за счет написания фантастических романов, то хорошенько подумайте. Ведь только в прошлом году их было опубликовано более полутора тысяч (и это только книги русскоязычных писателей-фантастов).

Никита Аверин

http://fan-book.ru/blog/192/entry/932/



#2 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 14 Февраль 2014 - 08:40

В помощь молодым авторам

Вчера мы с коллегами-редакторами Катей и Наташей волею нашего шефа выступали перед молодыми авторами на литературных курсах, рассказывали о редакционно-издательском процессе. Выглядело это как кружок застенчивых редакторов-социофобов на растерзании у публики. Шучу. Ещё раз переваривая всё то, что мы вчера рассказывали, вспомнила, что меня тут даже уже вполне издающиеся авторы просили изложить полезные советы для молодых авторов по взаимодействию с издательствами. Ну, попробую, что ли. Вдруг кому пригодится.

Итак, вы молодой автор, написали некое произведение и хотите его издать.
1) Что за произведение. Если вы написали рассказ (два-три) или небольшую повесть, обращаться в книжное издательство смысла нет (ну, если, конечно, вы не знаете доподлинно, что конкретное издательство как раз сейчас набирает рассказы в сборник по вашей теме). Книжный редактор, заваленный самотёком, при виде текста мыслит очень просто и конкретно: можно это издать в виде книги в переплёте объёмом не менее 192 страниц или нельзя. Если нет, то ваше произведение, скорее всего, рассматриваться не будет, потому что лишнего времени нет ни у кого. С малыми формами лучше обращаться в журналы либо на конкурсы рассказов — издательства часто на конкурсной основе отбирают рассказы для тех или иных тематических сборников. Книжные же издательства хотят видеть романы или сборники повестей и рассказов, объединённых некой общей идеей объёмом не менее 8 авторских листов (1 а. л. = 40 000 знаков с пробелами). Впрочем, вышесказанное касается только взрослой прозы, в детской литературе годятся и малые объёмы.

2) Куда посылать. Прежде чем отправлять произведение на рассмотрение, сходите, например, в книжный магазин и посмотрите, какие издательства выпускают сходную литературу. Обращайтесь именно к ним, не стоит устраивать ковровую бомбардировку всех российских издательств независимо от их специфики. Мы, например, выпускаем исключительно художественную литературу, но тем не менее регулярно обнаруживаем в ящике с самотёком чьи-нибудь мемуары, учебники и философские эссе. Не отнимайте время у себя и у других, отправляйте тексты осмысленно и целенаправленно.

3) Самотёком или через знакомых авторов. Можно отправить текст на ящик для авторских предложений, указанный на сайте издательства. Но если у вас есть знакомые издающиеся авторы, которые могут за вас походатайствовать, — этим стоит воспользоваться. Не стесняйтесь просить знакомых авторов о помощи, это в ваших же интересах: скажем, самотёком к нам приходит 30—50 рукописей в день, ведущих редакторов у нас шестеро, и читают рукописи они в свободное от работы время. То есть понятно, что большая часть поступающего самотёка так и не будет рассмотрена. А если вас «приводит за ручку» уже знакомый издательству автор, вкусу которого доверяют, то, естественно, шансов у ваших текстов будет несколько больше.

4) Как оформить сопровождающее рукопись письмо.
Тема письма — напишите в теме что-нибудь вроде «Новый автор такой-то» или «Рукопись на рассмотрение». Не надо писать «Уникальное предложение» или «Загляните внутрь — и вы обалдеете», не надо отправлять письма без темы — тема должна позволить сразу отделить письмо от спама (представляете, сколько его сыплется в ящик для самотёка?).
Тело письма — оно должно быть. Очень неприятное впечатление производят совершенно пустые письма с прикреплённым текстовым файлом. Если вам лень потратить пару минут на то, чтобы поприветствовать редакцию и вкратце рассказать о своём произведении, то и редактору будет лень лезть в прикреплённый файл, чтобы понять: это спам или авторское предложение. Как вы к людям — так и они к вам.
Что НУЖНО писать в теле письма:
- Укажите свои имя и фамилию (псевдоним).
- Приведите историю предыдущих публикаций (если есть).
- Если вы были награждены какой-либо литературной премией, обязательно это укажите.
- Укажите название высылаемого на рассмотрение произведения, его жанр и объём в авторских листах.
- Вставьте в письмо аннотацию (знаков на 600, больше не нужно).
Чего писать НЕ НУЖНО:
- Не вставляйте в тело письма подробный синопсис, отрывки из произведения или — не дай бог! — весь текст произведения (бывает и такое).
- Не стоит указывать, что вы член союза писателей или какой бы то ни было ещё писательской организации — сейчас при желании членом СП может стать кто угодно. Я видела массу поистине ужасающих текстов от членов СП, так что очков в глазах издательства вам это не добавит.
- Не пишите, что ваш текст прочитали мама с папой, бабушка и дедушка и остались в полном восторге (ну ещё бы, он же ваш). Или что у вас целых 1000 просмотров на Самиздате — просмотр ещё не значит, что произведение было дочитано до конца. И всё это ничего не говорит о качестве текста.
- Не нужно писать: «С моими текстами вы можете ознакомиться вот тут и вот тут», — и давать ссылки на Самиздат, прозу.ру или ваш ЖЖ. Почему редактор должен разыскивать ваши тексты по всему Интернету, может, у него старый компьютер, плохая связь и каждая самиздатовская страница грузится по 15 минут? Потрудитесь прислать текст в удобном для рассмотрения виде.
- Не пишите «предлагаю вам супербестселлер, который обязательно продастся миллионным тиражом» (вы что, так хорошо разбираетесь в книжном маркетинге?), «я написал гениальный роман» (без комментариев), «я отличаюсь абсолютной грамотностью, поэтому требую, чтобы мой текст издавали без какого-либо вмешательства со стороны издательства» (ну-ну) или «конечно, я знаю, что тексты в издательствах не читают. Но что же мне сделать, чтобы обратить на себя ваше внимание? Может, приехать к вам в редакцию и сплясать на столе канкан? Или повеситься, ведь произведения мёртвых гениев сразу вырастают в цене? Но, может быть, вы всё же и без этого уделите моему тексту минутку времени, ведь он был рождён в муках…» (правда, сразу хочется почитать?:).
Нормальный редактор сейчас получает такое количество авторских предложений, которое существенно превышает его издательские возможности, а значит, может выбирать. А с автором ему работать несколько месяцев, а то и лет (если это не автор одной книги). Естественно, при прочих равных он предпочтёт иметь дело с вменяемым человеком, а не с истеричным маньяком с завышенной самооценкой, который будет ежедневно скандалить, выносить мозг и грозить судами и самоубийством.

5) В каком виде присылать текст.
Лучше всего отправлять два файла: один с синопсисом, другой с текстом. Текст — либо один-два первых авторских листа, либо всё произведение целиком, в зависимости от требований издательства. Не бойтесь того, что текст могут в издательстве украсть и опубликовать без вашего ведома и под чужим именем — это миф.
Не называйте файл как-нибудь типа Документ1.doc. Вы ведь не хотите, чтобы он моментально затерялся в потоке прочих текстов? Называйте файл так, чтобы его легко было идентифицировать, укажите в названии свою фамилию и название произведения, типа Наталья Пупкина_Пламя страсти.doc.
Обязательно укажите в файле, перед началом текста свои контактные данные (мейл, телефон), позволяющие легко вас найти, если произведение будет одобрено.
Текст лучше всего присылать в формате .doc. Это универсальный формат, у нас, например, на работе стоят допотопные компы с древним ПО, новомодные .docx у нас просто не читаются. Не стоит присылать PDF-файлы с текстом, если издательство само этого не просит, они менее удобны. Разумеется, не нужно присылать текст в каких-то загадочных и малоупотребимых форматах.
Если у вас сборник из двадцати рассказов — не присылайте их отдельными файлами! Соберите всё в один файл, так редактору будет удобнее и ничего не потеряется.
Не присылайте заархивированные файлы. В издательстве может не оказаться нужного архиватора, или вложение может быть сочтено за подозрительное — а такие письма удаляются.
Не пытайтесь заинтересовать издательство заходами типа «а вот я тут уже сам сверстал книгу в ворде» или «я сегодня впервые в жизни открыл фотошоп и сделал обложку к своей книге». В издательствах, как правило, есть профессиональные верстальщики и художники, ваше самодеятельное творчество всё равно не пригодится и не повысит интерес издательства к вам как к автору.

6) Текст отправлен. Что дальше? Итак, текст отправлен уже давно, ответа от издательства нет, вы сидите и волнуетесь. Не нервничайте попусту — по прошествии, скажем, двух месяцев напишите в издательство повторно и поинтересуйтесь о судьбе рукописи. Если не отвечают на письмо — позвоните. Я выше уже писала, сколько у нас самотёка. Всем отвечать мы не успеваем. Сами пишем зачастую только тем, чьи тексты берём в работу, на отказные письма времени не остаётся, отвечаем только самым настойчивым:) Так что не ждите у моря погоды, если вас беспокоит судьба рукописи — не стесняйтесь спрашивать.

7) Вам ответили «нет». Не спешите бежать на писательские форумы, жаловаться, плеваться ядом в адрес издательства и выкладывать переписку с редактором (мол, вот сучка тупая, три месяца мурыжила текст, а потом написала, что им не подходит!). Да, непризнанные гении, тоже «пострадавшие» от издательств, утешат вас и погладят по головке, но что дальше? Тайное всегда становится явным. Общеиздательского чёрного списка для авторов не существует, но ведь погуглить имя автора ничто не мешает. Разумеется издательство, получив текст от автора, который закидал в Сети какашками уже с пяток других издательств, обозвав их редакторов дебильными баранами, тут же воспылает желанием с ним поработать, м?:)

8) Вам ответили «да, но». И напоследок рассмотрим случай, когда — о чудо! — вам ответили, что текст берут в работу, но редактору кажется, что произведение требует некоторой доработки. Допустим, концовка слабовата, или неплохо бы усушить текст хотя бы на 1 а.л., или конкретный персонаж не влияет на общую сюжетную линию и вообще непонятно, к чему он там, или ещё что-то в этом роде. Даже если вы не согласны, не спешите гневно хлопать дверью и кричать: «Ничего вы не понимаете, пойду я в другое издательство!» Как минимум задумайтесь.

Редактор в большинстве случаев просит доработок не потому, что он такой вредный садюга, или завистливый недописатель, норовящий засунуть грязные лапы в чужой текст, или ещё какая девиантная личность, одержимая комплексом демиурга. Ему было бы куда проще взять текст как есть, без всяких доработок. Если же он просит что-то изменить, то чаще всего потому, что заметил то, чего автор замылившимся глазом уже не видит, редактор кой-чего понимает в литературе, в читательских ожиданиях и в ситуации на рынке, поэтому к его советам стоит хотя бы прислушаться. Хотя нужно полагаться и на собственное чутьё. Вообще большинство таких щекотливых ситуаций можно обсудить и решить полюбовно. Редактор обычно вовсе не заинтересован в том, чтобы сломать вас об колено и морально заплющить, требуя невозможного.

И, главное, следует помнить, что ведущий редактор — ваш защитник и друг, буфер (в случае большого издательства) между вами и довольно бездушной издательской машиной. Ведущий редактор — единственный человек в издательстве, кому ваша книга действительно нужна и интересна. Остальные — корректоры, верстальщики, продажники — делают то, что им дают; генеральному руководству тоже на вашу книгу плюс-минус пофиг, ему важно, чтобы в единицу времени редакция сдала определённое количество позиций, чтоб было что продавать, а что именно это будет — ваш гениальный роман или «500 рецептов для мультиварки» — не столь важно, про мультиварку даже лучше, вернее продастся. И только вашему редактору нужно, чтобы увидел свет именно ваш роман. Так что цените и берегите своих ведущих редакторов!:)

 

http://melicenta77.l...com/505317.html






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Фэнтези и фантастика. Рецензии и форум

Copyright © 2024 Litmotiv.com.kg