Перейти к содержимому

Theme© by Fisana
 



Фотография

Беу, Албасты!


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 19

#1 Rassul Shybyntay

Rassul Shybyntay
  • Amigos
  • 150 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2014 - 13:25

10849841_935873496452213_667413493639990

 

 

Беу, Албасты!

 I. Прелюдия 
   
  Осень прошлого века. Алма-Ата. Я - молодой строитель коммунизма, помощник звукооператора в казахском драмтеатре. Театральный сезон еще не открыт. А раз так, значит, время шабашить. Служителям советской Мельпомены тоже был не чужд стиль сантехника Афони - "свалить" на халтуру и срубить по-легкому деньгу. В межсезонье, эти периоды затишья, в театре формировали небольшую труппу из молодых актеров, ставили легкую комедию и отправляли по весям. Вроде и культуру в народ несут, и копейку зашибают. Так что не думайте, что первым похалтурить выехал в массы "Ласковый май". Наверняка отцом таких гастролей был еще Шекспир - рубил пенсы с доверчивых пенсионеров графства Сассекс, впаривая вместо обещанного "Гамлета" откровенную туфту из жизни трубадуров... 
 
  
  II. Интерлюдия 
   
  Но стоп! К чести казахской театральной культуры отмечу, что наш выездной спектакль был поставлен добротно. Помню утренние репетиции известного режиссера (давайте без имен), мастерски объяснявшего актерам нюансы игры: весело и даже, когда касалось актрис, с этакой сексуальной "фрейдинкой", зажигавшей их глаза вдохновением. Это была популярная тогда комедия положений "Беу, кыздарай!" про запутанную любовь-морковь трех парней-студентов к трем соответственно девушкам. Убойная вещичка получилась, скажу я вам. 
  Конечно, я не театрал. Театр, скорее, для меня начинается с буфета. Но видели бы вы, что мы творили в аулах Гурьевской области! 
   
   
  III. Как индийцы били итальяшек 
   
  Пятнадцать дней колесили мы на "пазике" по бесконечным дорогам, на которых частенько стояли абсолютно отмороженные верблюды: объезжай как хочешь - эталон вселенского пофигизма. А нам было не по фигу - жрать хотелось! 
  Кроме дядечки, совмещавшего должность администратора (разводящего и смотрящего, сказали бы сейчас) и исполнителя в спектакле роли председателя колхоза, все остальные были прекрасно молоды. Среди этих бесшабашных актеров и актрис затесался и я - звукооператор. В театре мне выдали старый катушечный магнитофон, две пудовые колонки и древний ламповый усилитель с запасом ламп - надежней нет, - полупроводниковые приборы такую дорогу, удары и пыль на дух не выносят. На всех у нас был большущий фанерный сундук с реквизитом. Поздним утром мы затаскивали его в автобус, полдня тряслись, глядя на бесконечность за окнами. Есть хотелось, потому что полмесяца мы питались только раз в сутки. И было это так. 
  Ближе к вечеру приезжали в очередной колхоз - и сразу в клуб. Найти клуб в ауле архипросто. Ленин - указатель! Увидел лысую башку и указующую руку - рви туда. Пока актеры выгружались, начиналась моя работа, я священнодействовал. Потому что самое трудное в сельском клубе - это найти розетку. А уж найти работающую розетку!.. Я находил! У меня был какой-то нюх на слаботочники. Разматывал свои удлинители, подключал аппаратуру, выставлял колонки за двери клуба и врубал на полную мощь... индийскую музыку! Золотой совет моего шефа, главного звукача: возьми "индийскую" катушку, на модных "итальяшек" там не пойдут. И точно - едва весь этот забытый культурой оазис взрывался мелодичными индийскими позывами к улучшению демографии, как сельчане бросали все и шли, как зомби, мимо недодоенных верблюдиц прямо за звук. 
  Я сразу вставал "на дверь" и начинал продавать билеты (деньги за которые уходили в кошель администратора, и мы их не видели). Каждый раз обязательно появлялась группа местных парней, которая шла буром. Иногда актеры бросались помогать мне (пару раз доходило до потасовки, раз наш автобус на выезде забросали камнями). Но народ в глубинке девственно-добрый, старики сразу осаживают горячую молодь: в кои-то веки праздник приехал, душа распахнулась, а вы... кет, иттын баласы! Но эти пацаны с местного "бульвара Капуцинов" все равно пробирались в зал через все известные только им щели. И едва я включал две осветительные лампы, установленные по краям сцены, и вступительную музыку, как переполненный зал превращался в сплошное счастье ожидания. Выходили актеры, волшебство начиналось... 
   
   
  IV. О, Шива Станиславский! 
   
  Когда актеры говорят в интервью журналистам, что им неважно, где и в каких условиях выступать, лишь бы был зритель, верьте им, это не игра на публику. Им действительно может быть смертельно скучно в Большом и вдохновенно в самом маленьком театрике страны, где все сопереживают действу. В нашем случае не только меткий подбор репертуара бил в "десятку". Актеры буквально парили на дыхании зала, на взрывах хохота и аплодисментов, наивных репликах с мест, даже нечаянных подсказках персонажам, творя просто божественную комедию! Я, смотревший ее каждый день из-за "кулисья", знавший незамысловатый текст настолько, что между включением музотрезка или шумов, уходивший покурить, отогнать пацанов от гримерной и реквизита, не мог удержаться, чтобы не войти на пару минут в зал. Потому что каждый раз они играли по-новому и каждый раз для нового зрителя, да так, что меня опять тянуло слиться в едином порыве с этим многоглазым, многоротым и многоруким Шивой Станиславским! 
   
   
  V. Соловьи с баснями 
   
  Но хватит призрачной невесомости. Занавес. На самом деле актер ломает комедию так же, как Остап Бендер играет в шахматы. От голодухи. И чем голоднее актер, тем великолепнее. Мы знаем, что после спектакля будет. Знаем, но все равно тревожимся: а вдруг не будет? После восторга поклонов (и снова поклонов), когда зал уже опустел, в изнеможении собираем реквизит с одной молчаливой мыслью: ну когда же?! И вот наконец-то! Заходит наш администратор: зовут. После спектакля артистов обычно приглашают в дом председателя отужинать. 
  Ведь наш агашка-админ тертый калач. Он роль председателя играет, а сам сечет, кто где сидит. И только занавес упал, спешит к парадной двери. Ему-то переодеваться не нужно: вечный пиджак и вечная шляпа, словно сам себя играет. И вот там возбужденный еще местный председатель и прям со сцены, как живой еще, наш "председатель" сталкиваются в благодарных рукопожатиях. Солнце кренится к застолью... 
  Наверное, зря я так. Казахская хлебомясосольность всегда искренняя. А дастархан, расстеленный перед артистом, - обычная благодарность! И потом, полночи ведь той, где гости из столичного (!) театра поочередно поют под домбру и гитару, читают стихи, веселят всех, кто уместился у дастархана. Кто такое пропустит?! А у нас глаза разбегаются: мясо такое, мясо сякое, рыба, икра - Гурьевская же область! - сорпа, кумыс, шубат, чай, водка... 
  (К слову, возвращаясь, уже в гурьевской гостинице встретили шабашную труппу из Ленинграда. Изможденные ребята пожаловались, что их классический репертуар в аулах не поняли. Отсюда, говорят, кормились только на "билетные". Ну а что же они хотели? Представляю, как бы мы "Беу, кыздарай!" на Рязанщине забацали...) 
  Под занавес ночных посиделок кормильцы обычно меня замечали: а ты что молча сидишь - твоя очередь петь, артист. Отвечал кратко: могу музыку индийскую включить. На том и расходились. Нас везли в гостиницу. Почти в каждом колхозе были такие "совминовские" домики? Стоявшие особняком - вдруг нагрянет сверху гость-партайгеноссе. Обычно пятилетками пустовавшие. Но удивтетельно, в них были даже бильярдные и два этажа! Там нас оставляли в покое, мы дозаправлялись щедрыми подарками со стола, по-молодому веселились (хотя агашка-политрук пытался бдить за моральным обликом советских гастролеров), пока... пока не просыпались поздним утром с чугунной головой. 
  Опять тащили реквизит в автобус, и снова в путь. То есть ели мы раз в сутки. Если кормили. 
   
   
  VI. Кладбищенский клуб 
   
  Признаюсь, начал я это писать, держав в голове самую настоящую мистику... 
  В один из таких бестолковых дней мы приехали в маленький поселок, продуваемый кинжальными гурьевскими ветрами так, что они казались спицами. Ленина не нашли. Дядька наш договорился со школой. Прогнали детям откровенную халтуру: стихи, песенки. А зритель, тем более маленький, сразу чувствует фальш. Поэтому после было гадко, и, думаю, не только мне. Как-то вымучили ужин. И привезли нас... в клуб! 
  Оказывается, в нем жил заведующий детской самодеятельностью. Высокий, но сутулый, бровастый, рыжеватый и какой-то неуловимый для взгляда. Стол уже накрыт. Сели, веселье закипело, они детей пригнали - ответные стишки нам читать. И вот тут я себя ненормально почувствовал. Давит что-то, ем-пью через силу. Далее постараюсь быть очень точным, как говорил Путешественник во Времени из романа Герберта Уэллса. На часы я посмотрел, когда было уже двадцать пять минут двенадцатого. Последний мальчишка, запинаясь и опасливо поглядывая во главу стола, продекламировал что-то из Абая и куда-то исчез. Взрослые банально пили и нестерпимо шумели, разбившись на застольные группки. 
  Вдруг я почувствовал, что не могу двинуться! В лед вмерз! И появилось абсурдное, но твердое понимание: потому что этот рядом. Я не мог повернуть голову, но знал, что ко мне подсел слева на освобожденный кем-то стул директор клуба. Он заговорил, обращаясь ко мне, и все пространство сузилось, словно затянулось полупрозрачной пленкой. Застолье было за ней, внутри только мы. Он сказал мне на чистом русском, который я почти не слышал со времени вылета из Алма-Аты: "А ты чего не ешь, не пьешь? Приболел, что ли?" И тихо рассмеялся. Мне почудилось что-то издевательское в этом смехе, ощущение недоброй силы. Потом он встал и ушел на свое место. И меня отпустило! Да так, что холодный пот прошиб. Я глубоко дышал, когда актер, сидевший справа, повернулся: "А ты что не пьешь, Раха? Давай!" Я раздраженно подумал: "А тебе-то что?!" Но опомнился: действительно, надо выпить, простыл, наверное, на ветрах-то этих. Взял стакан с водкой, но заставить себя пить не могу. Потому что кажется мне, что и водка и закуска на этом столе... ненастоящие, что ли. Как натюрморт из папье-маше. 
  В общем, встал я и тихо вышел покурить. На дворе была незнакомая ночь. Такая, когда не знаешь, где искать луну. Поселок мерцал парой огней сквозь качаемую ветром рощицу примерно в полукилометре. "Ого, - подумал я, - клуб на отшибе!" Глянул направо и дымом поперхнулся: за низким заборчиком из старых гнутых труб, перевязанных проволокой, белело мазарами кладбище! Клуб на кладбище?! Мне послышалось, зевнула собака, но это, похоже, скрипнула дверца грузовика, вернее, остова грузовика с разбитой кабиной, черневшего за туалетом. Я видел, как она открылась, показав проем пустой кабины и снова закрылась. Только через секунду до меня дошло, что так быть не может! Что это не ветер! Потому что ветер, задирая воротник моего плаща, стабильно дул прямо в дверцу. Я испуганно повернулся, чтобы зайти в "дом", и едва не вскрикнул - этот стоял прямо за мной! 
  - Ия, калай, земляк, курита вышел? - спросил он на ломаном казахско-русском, затягиваясь уже наполовину выкуренной сигаретой. 
  Я кивнул, бросил окурок и, стараясь не глядеть на него, обошел эту сутулую фигуру, поспешив к людям... 
   
   
  VII. И собака с бровями 
   
  Нас оставили ночевать тут же, распределив по нескольким комнатам. Я оказался в компании двух самых отвязных ребят (сейчас они достаточно известные актеры). И не удержался, рассказал о своих параненормальных состояниях. И знаете, они перепугались! Кое-как заперли дверь, всунув какую-то деревяшку в ручку. Окон не было - эта клубная подсобка выходила стеной на кладбище. Решили не спать, болтать. Но вскоре все утомленно затихли. Я лежал в полусне, пока не почувствовал движение рядом. Увидев блеклый белый силуэт над собой, пошел мурашками... 
  Хвала материализму - это оказался один из моих "сокамерников". Он стал упрашивать меня пойти с ним в туалет: съел, мол, какую-то гадость, живот пучит и сны страшные снятся. Я не соглашался, пока он не разбудили третьего. Кое-как уболтал нас. Выскользнули во двор. Часы показывали без пятнадцати шесть. И вдруг я снова оказался один! Не пугайтесь, просто деревянный туалет был из двух кабинок, вот два моих приятеля кряхтя и заскочили, опередив меня. Я закурил и нервно огляделся. Вроде светало. Мир вокруг постепенно принимал мягкие добрые черты. Из-за туалета выглянула собака. Рыжая, как лиса, с черными бровями. Посмотрела на меня и громко зевнула. И внезапно я понял выражение "волосы зашевелились на голове"! Морда собаки жутко напомнила... лицо этого! 
  До сих пор, вспоминая, чувствую озноб. Тогда от помешательства меня спасли ребята, шумно вылезшие из туалета. Зверь скрылся, а они, весело матеря меня за ночные страхи, потрепавшие нервы, стали будить команду. Что интересно, недовольства побудкой не было - к семи выползли все. Ночлег в сыром клубе никому не понравился, и мы поспешили укатить в более комфортабельные дали... 
   
   
  P.S. Воландовский цвет 
   В конце девяностых прослушал необычную лекцию по казахскому оккультизму. Особенно запомнилась часть, где преподаватель рассказывал про "албасты". В казахских верованиях это существо может встретиться в образе рыжей женщины, лисы или собаки. Водится, точнее, видится возле кладбищ, в пустынных местах, у рек. Видевшие албасты утверждают, что цвет глаз у нее "воландовский". Но лучше в них не смотреть...

Сообщение отредактировал Rassul Shybyntay: 15 Декабрь 2014 - 14:09


#2 Justa D

Justa D
  • Amigos
  • 1 340 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2014 - 14:41

древний ламповый усилитель с запасом ламп - надежней нет, - полупроводниковые приборы такую дорогу, удары и пыль на дух не выносят

не могет быть!  :lol:  полупроводниковые приборы более надежней при тряске и запылении ))) занимался радиотехникой - посему разницу знаю )))



#3 Justa D

Justa D
  • Amigos
  • 1 340 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2014 - 14:51

в целом - весело, легко, читабельно. показалось, вот только, что "интро" гораздо больше, собственно, мистики :)



#4 Rassul Shybyntay

Rassul Shybyntay
  • Amigos
  • 150 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2014 - 15:18

 

древний ламповый усилитель с запасом ламп - надежней нет, - полупроводниковые приборы такую дорогу, удары и пыль на дух не выносят

не могет быть!  :lol:  полупроводниковые приборы более надежней при тряске и запылении ))) занимался радиотехникой - посему разницу знаю )))

 

 

Могет. Лампы хорошо дорожный раздрай держат, потому что их легко меняешь.



#5 Rassul Shybyntay

Rassul Shybyntay
  • Amigos
  • 150 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2014 - 15:24

Да

 

в целом - весело, легко, читабельно. показалось, вот только, что "интро" гораздо больше, собственно, мистики :)

Да, согласен. Мистика была затравкой.а начал писать... захотелось предстояние объяснить - с чего сие началось! Так и ушел в тартарары, а по своей болтливости вообще снизил накал хоррора до минимума. Выложил сюда потому, что вроде подходит под национальную мистику (и вроде вообще не оттуда :P). Так что простите, если плохо.  



#6 Justa D

Justa D
  • Amigos
  • 1 340 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2014 - 15:28

Могет. Лампы хорошо дорожный раздрай держат, потому что их легко меняешь.

вот потому и не могет ))) просто в обслуживании проще, а насчет надежности - увы.

Так что простите, если плохо.  

наоборот, весело и легко ) что тут плохого? )



#7 АЛМАЗ и К

АЛМАЗ и К
  • Amigos
  • 244 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2014 - 15:58

Понравилось. Словно окунулся в то время совка, ностальгия...автору спасибо... 

Только вот первая часть с мистической второй, как-то не вяжется, что ли (извините, по-умному расписать не могу - деградирую) в первой все легко, непринужденно, пару моментов пробило даже на смех (что трудно удается некоторым), и тут вторая часть, вроде нужно боятся, но и не смеется, метания между этими состояниями :)

Но в любом случае - рахмет! 



#8 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2014 - 20:10

Найти клуб в ауле архипросто. Ленин - указатель! Увидел лысую башку и указующую руку - рви туда.

:]

 

самое трудное в сельском клубе - это найти розетку. А уж найти работающую розетку!..

 

едва весь этот забытый культурой оазис взрывался мелодичными индийскими позывами к улучшению демографии, как сельчане бросали все и шли, как зомби, мимо недодоенных верблюдиц прямо за звук. 

:lol: на звук?

 

Солнце кренится к застолью... 

:аплодисменты:

 

Представляю, как бы мы "Беу, кыздарай!" на Рязанщине забацали...

:D

 

Признаюсь, начал я это писать, держав в голове самую настоящую мистику... 

Вот оно - начинается:

Ленина не нашли

Ох, не к добру! Уже страшно)))

 

 

Rassul Shybyntay, спасибо огромное! Давно не получала такого удовольствия. Ну, и раз гастроли - бра-во!!!

 

blestyashki-cvety-107.gif


Сообщение отредактировал fotka: 15 Декабрь 2014 - 20:19


#9 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 16 Декабрь 2014 - 18:09

Шикарно))) Такого Албарсты на форуме еще нет.

Задумалась. Вспомнила Ленина в нашем селе. Точно на клуб покпзывает... до сих пор о_О

#10 Rassul Shybyntay

Rassul Shybyntay
  • Amigos
  • 150 сообщений

Отправлено 16 Декабрь 2014 - 21:11

Да."на звук" - спасибо!
Исправить только не могу.

Сообщение отредактировал Rassul Shybyntay: 16 Декабрь 2014 - 23:29


#11 Rassul Shybyntay

Rassul Shybyntay
  • Amigos
  • 150 сообщений

Отправлено 16 Декабрь 2014 - 21:14

Первая часть с мистической и вправду не вяжется. Поставил себе трудную задачу смешать смех и слезы в один коктейль. Вес не взят ))

Спасибо за внимание вам всем!

#12 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 16 Декабрь 2014 - 21:27

Первая часть с мистической и вправду не вяжется. Поставил себе трудную задачу смешать смех и слезы в один коктейль. Вес не взят ))

Еще как вяжется! На контрасте сыграли ;) Все такое земное, материальное, вкусное, накатанное... дедушка Ленин везде дорогу указывает - и вдруг на тебе... Отличный переход!


Сообщение отредактировал fotka: 16 Декабрь 2014 - 21:34


#13 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 16 Декабрь 2014 - 22:03

Первая часть с мистической и вправду не вяжется.

Вяжется, не верьте конкурентам. :P

 

А что такое  "беу", как переводится?



#14 Rassul Shybyntay

Rassul Shybyntay
  • Amigos
  • 150 сообщений

Отправлено 16 Декабрь 2014 - 23:32

Можно перевести, как "Ух, девчонки!" )) В восхитительной форме - восклицание.

#15 АЛМАЗ и К

АЛМАЗ и К
  • Amigos
  • 244 сообщений

Отправлено 19 Декабрь 2014 - 20:11

А вскользь читается как "БЕЙ, Албасты!" :)



#16 АЛМАЗ и К

АЛМАЗ и К
  • Amigos
  • 244 сообщений

Отправлено 19 Декабрь 2014 - 20:13

и вдруг на тебе... Отличный переход!

кому как :)

Для меня, резкий контраст. Но как грится: сколько людей - столько мнений



#17 Radda

Radda
  • Amigos
  • 909 сообщений

Отправлено 20 Декабрь 2014 - 18:41

И внезапно я понял выражение "волосы зашевелились на голове"! Морда собаки жутко напомнила... лицо этого! 

У меня раньше такое бывало - смотришь на человека, и видишь на нем что-то еще. Этот упырь упырем, а тот вообще новорожденных на завтрак по дюжине глотает))) С возрастом я устаканила в четком материализме, и твердо поверила в безграничность своего воображения, особенно если оно в ударе)))

 

По тексту. Этакий путевой дневник одуревшего горожанина, оторванного от всех благ цивилизации) Попробуй пяток дней прожить без нормального душа - и нервы сдают, психика расшатывается и за каждым углом бабаёжки в затылках чешут)))

Очень понравился стиль - легкий, шутливый, в меру грубоватый и разговорный.

В целом - хорошо.



#18 Лестада

Лестада
  • Модераторы
  • 1 960 сообщений

Отправлено 20 Декабрь 2014 - 19:50

Здорово. Сначала так легко, хулиганисто почти, обманчиво расслаблено и потом бах! Напряжение до самого конца.

#19 NewВасюки

NewВасюки
  • Amigos
  • 105 сообщений

Отправлено 22 Декабрь 2014 - 01:07

Блистательно :) Живой, емкий стиль помноженный на самобытный материал в результате - яркая сочная проза.

Спасибо :)



#20 lilia

lilia
  • Amigos
  • 157 сообщений

Отправлено 05 Февраль 2015 - 21:02

Видевшие албасты утверждают, что цвет глаз у нее "воландовский". Но лучше в них не смотреть...
Спасибо автору. Весело и непринужденно. И как-то понятно, что все взято из жизни. А лучше ее самой ничего не придумать.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Фэнтези и фантастика. Рецензии и форум

Copyright © 2024 Litmotiv.com.kg