Давно хотела написать киносценарий по своей же повестушке (или рассказ, не знаю). И вот сподобилась благодаря Корнейчуковскому конкурсу. Там специально есть номинация "Киносценарии и Драматургия". Решила попробовать. Попытка не пытка.
Сюжет можно, в принципе, и под киргизский вариант переделать, чем и займусь вскорости. В общем, вещь начинает своё "путешествие".
Что касается нового персонажа - Ани. Я долго раздумывала и даже решила эту часть добавить, немного переделанную, в книгу "Девочка-мухотаракан". Митко и портрет предка появятся в другой части, так что всё норм, взаимосвязано. Просто много мелких рассказов, которые не знаешь, куда приткнуть. А вместе - получается нормальный такой по объему роман.
==================================
БАБУШКА, ИЛИ НАСЛЕДСТВО ТЕВТОНСКИХ РЫЦАРЕЙ
КИНОСЦЕНАРИЙ
Юлия Эфф
По мотивам одноимённой авторской повести
НАТ. ГЛУХОЙ ЛЕС. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ВЕЧЕР.
По лесу медленно едет тевтонский рыцарь. Он ранен и находится почти в забытьи. Лошадь бредёт наугад. Лошадь подходит к дереву с горизонтальной широкой веткой, рыцарь натыкается на ветку и падает с лошади. Лошадь останавливается. Чьи-то руки касаются лица и шеи рыцаря, проверяя, жив ли он.
ИНТ. ДРЕВНЯЯ ИЗБА. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.ДЕНЬ.
Рыцарь лежит на кровати в полутёмной избе. Приходит в себя. Рядом с ним сидит красивая ДЕВИЦА с длинной русой косой и мокрой тряпицей отирает ему лицо.
ДЕВИЦА (ласково): Будэ, будэ, панове… (Подносит ему ко рту чашку) Пей, пей, не боись.
Рыцарь послушно пьёт, потом отводит слабой рукой чашку и что-то ищет глазами и ощупывает постель. Девица улыбается, поднимает с пола что-то завернутое в платок, кладёт свёрток на постель перед рыцарем, разворачивает. Там ларец. Рыцарь его ощупывает, потом рисует руками в воздухе какой-то круглый предмет.
ДЕВИЦА (сердясь) О животе бы подумал, панове. Сума твоя сохранна.
Девица наклоняется ещё раз, поднимает с пола кожух рыцаря, тяжёлый, судя по усилию девицы, и кладёт его на постель, рядом с ларцом. Девица уходит к окну и сердито смотрит в окно. Рыцарь виновато смотрит на девицу.
ИНТ. ДРЕВНЯЯ ИЗБА. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. СУМЕРКИ.
Рыцарь и девица сидят за столом. На столе разложены сокровища – какие-то медальоны, нож, кольца и браслеты. На многих вещах изображены волчьи головы. Рукоять ножа так же изображает тело и голову волка на наконечнике.
РЫЦАРЬ (говорит по-немецки) Возьми что-нибудь на память! (Видит, что девица не понимает или не хочет понимать, говорит по-русски с сильным акцентом) Взять немного! Подарок! Жизнь!
Но девица качает головой, улыбается и отодвигает сокровища. Складывает их в ларец.
ДЕВИЦА. (Рыцарю) Твоё! Свободен! Езжай домой!
Рыцарь удивлённо смотрит на девицу.
НАТ. ДВОР РЯДОМ С ИЗБОЙ ДЕВИЦЫ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ДЕНЬ.
Рыцарь колет дрова. Одет в древнюю русскую одежду. Только немецкий меч стоит неподалёку, у невысокого колодка рядом,на всякий случай. Из избы выходит девица с округлившимся животом, подносит кувшин с квасом рыцарю. Рыцарь откладывает топор, берёт кувшин, с любовью смотрит на девицу, целует её руку и пьёт квас.
Неожиданно раздаются крики. Мимо плетня скачет человек. Явно не из славянской дружины. Останавливается, присматривается к встревожившемуся рыцарю и девице. Что-то говорит резкое по-немецки.
НАТ. ЛЕС. ПОЛЯНКА С БЕРЁЗАМИ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ДЕНЬ.
Рыцарь копает под одной из берёз ямку ножом, руками помогает. Девица, придерживая живот, стоит, облокотившись о ствол другой берёзы. Рыцарь ставит в яму чугунный котелок, высыпает в него из сумы золотые монеты, накрывает крышкой котелок и присыпает землёй.
РЫЦАРЬ (подходит к девице, говорит по-русски с сильным акцентом) Ты меня ждать! Я возвращаться быстро. Очень быстро!
Они обнимаются, девица плачет. Рыцарь возвращается к берёзе, присыпает котелок землёй, утаптывает. Затем втыкает нож с головой волка на рукояти в землю.
ТИТРЫ
НАТ. ДОРОГА, ВЕДУЩАЯ К ДЕРЕВЕНЬКЕ. НАШЕ ВРЕМЯ, ЛЕТО ИЛИ РАННЯЯ ОСЕНЬ. ДЕНЬ.
По дороге едет легковая машина. Проезжает мимо указателя, на котором написано «д. ВОЛЧЁНКИ». В машине за рулём мужчина лет сорока, БОЖИДАР; на заднем сидении парень лет шестнадцати, МИТКО, и племянница, девочка семи лет, АНЯ. Аня зовёт Божидара – Дядябо (сокращённо)
ИНТ. САЛОН МАШИНЫ БОЖИДАРА
БОЖИДАР (осматривает окрестность) Ну вот, мы почти приехали…
МИТКО (мрачно) Класс! И в этой глуши мы втроём будем праздновать мой день рождения…
АНЯ (трогает осторожно руку Митко) Не переживай…
ИНТ. КОМНАТА КИРПИЧНОГО ДОМА. ДЕНЬ.
Мебель в комнате закрыта белой тканью, Божидар снимает пыльную ткань с дивана.
БОЖИДАР. Митко! Неси продукты на кухню, потом будешь помогать мне, носить воду. Анечка, а ты помоги мне убрать покрывала. Надо немного прибраться. Год здесь не были. В пыли можно картошку сажать.
АНЯ (чихает) Ой!
НАТ. ВО ДВОРЕ, РЯДОМ С КИРПИЧНЫМ ДОМОМ. У КОЛОДЦА. ДЕНЬ.
Митко заглядывает в колодец, вытаскивает ведро с водой, несёт ведро к умывальнику во дворе, наливает в него. Умывается. По двору ходят соседские куры. Митко выплёскивает на них остатки воды: «Кыш!» – и возвращается к колодцу, снова заглядывает внутрь. Уходит. Возвращается с верёвкой, привязывает один её конец к крышке колодца, другим – обвязывается сам. Бросает ведро в колодец и сам лезет в колодец.
ИНТ. В КОЛОДЦЕ. ДЕНЬ.
Митко ловко спускается вниз, как опытный скалолаз, упирается ногами в стены. Достигает низа, рассматривает воду, смотрит вверх, на небо. Шатает цепь с ведром, зачерпывая воды. Вдруг что-то в воде привлекает внимание Митко. Он спускается, обвивает ногу верёвкой, повисает вниз головой и почти ныряет в холодную воды. Кряхтя, снова подымается и что-то держит в руке. Начинает карабкаться из колодца.
НАТ. ВО ДВОРЕ, РЯДОМ С КИРПИЧНЫМ ДОМОМ. У КОЛОДЦА. ДЕНЬ.
Митко, не отвязывая верёвку от пояса, рассматривает найденный предмет. Это ключ. Длинный и с очень интересной ручкой – головой волка. Подходит Божидар. Митко не замечает отца и вздрагивает от его голоса.
БОЖИДАР Мы там с Анечкой воду ждём, а он тут купается… О! Ключ! Ты его нашёл.
МИТКО Он твой? Такой странный… От чего он?
БОЖИДАР Я сам этот ключ туда бросил много-много лет назад. Раз ты его нашёл, значит, так и надо. Поужинаем, а потом я тебе кое-что расскажу... и даже покажу. (поднимает ведро с водой) Не задерживайся, чем больше будешь помогать, тем быстрее приготовим ужин.
ИНТ. ГОСТИНАЯ. НОЧЬ.
Та же гостиная, только в ней прибрано. За столом ужинают Божидар, Митко и Аня. Тишина, только слышно, как тикают часы да где-то лают собаки.
МИТКО (не выдерживая, в сердцах бросает ложку в сторону и берёт в руки ключ, который всё это время лежит рядом) Не хочу больше! Па, что за прикол такой ехать сюда именно сейчас? Ни телевизора, ни вай-фая… Ни-че-го! (рассматривает ключ, рассеянно) И почему мама не поехала?
БОЖИДАР (спокойно) Всё, поел? Маме некогда, ты же знаешь. А я сюда специально тебя привёз. Хочу подарок сделать.
МИТКО (недоверчиво) Ты хочешь мне подарить эту дачу? Зачем она мне нужна? Всё равно не буду здесь жить. Никогда.
БОЖИДАР Нет, не этот дом. Но если захочешь здесь жить – твоё право. Анечка, ты наелась.
АНЯ. Да, Дядябо. (Митко) Дай, пожалуйста, еще раз посмотреть.
БОЖИДАР. Ну, раз все сытые, то самое время для чайных историй. Настало время, сын, тебе узнать историю этого дома и твоих предков.
Митко и Аня удивлённо смотрят на Божидара.
ИНТ. ГОСТИНАЯ. НОЧЬ.
На столе бокалы и тарелки с печеньем. Митко и Аня сидят на диване, Божидар в кресле неподалёку. Дети внимательно слушают Божидара.
БОЖИДАР … Наверное, мне стоит начать с того самого телефонного звонка, без которого ничего бы не было…
ВОСПОМИНАНИЕ БОЖИДАРА. ИНТ. КОМНАТА ЛЁНИ. ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД. ПОЗДНЕЕ УТРО.
ЛЁНЯ (он же Божидар), молодой человек лет двадцати, двадцати четырёх. Худенький и больше похож на восемнадцатилетнего. Он болеет, лежит в кровати под одеялом. Возле кровати, на стуле бокал, термос, какие-то таблетки, тарелка с крошками, ложка и телефон, советского типа, с круговым циферблатом и проводом, тянущемся откуда-то. Звонит телефон. Лёня с трудом выпрастывается из-под одеяла. Шея Лёни обмотана шарфом.
ЛЁНЯ (хрипло и заикаясь) А-алё! Д-да я слушаю… Хорошо, б-буду через м-минут сорок…
Кладёт трубку и выбирается из кровати, с трудом. Одевается.
ИНТ. КАФЕ ИЛИ РЕСТОРАН. ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД. ДЕНЬ.
Лёня сидит за столиком и пьёт горячий чай. Напротив – ВИТАЛИК, сверстник Лёни. Выглядит Виталик стильно, сытно. Он со скучающим видом ковыряется в тарелке с салатом. Лёнина тарелка пуста.
ВИТАЛИК. Ну, раз мы договорились, по рукам, значит. Это аванс. (достаёт из кошелька купюру и кладёт её перед Лёней) Да, и ещё кое-что… Очень простое условие, которое может показаться вам странным…
Звонит мобильный телефон Виталика. Он отвечает.
ВИТАЛИК (говорит по телефону) Говори… Ясно… Что сказал доктор?.. М-м-м… Да, я нашёл… Не скули, всё нормально будет… Не скули, я сказал! Всё, до встречи! Мы сегодня будем. (убирает телефон и обращается к Лёне) Ехать надо сегодня. У меня появились срочные дела.
ЛЁНЯ (поперхиваясь чаем) К-как сег-годня?! Н-но… (смотрит на аванс и кивает) Х-хорошо. Н-но я ж-же з-заик-каюсь…
ВИТАЛИК (спокойно) Ничего страшного. Я в детстве заикался, скажешь бабушке, что попал сегодня в аварию и внезапно всё вернулось. Если спросит. А не спросит – так и не говори лишнего… Фарфалле будешь? Ехать нам далеко.
ИНТ. САЛОН МАШИНЫ ВИТАЛИКА. РАННИЙ ВЕЧЕР
Виталик ведёт машину. Лёня сонно, уткнувшись в шарф, смотрит на пейзаж за стеклом. Машина проезжает мимо станции и сворачивает в сторону деревни, мимо старенького указателя «Д. Волчёнки».
ГОЛОС БОЖИДАРА, ЗА КАДРОМ. Я был тогда простым студентом, оканчивавшим исторический факультет в Москве. Однажды мне позвонил один человек по имени Виталий и предложил немного заработать. Работа оказалась не сложной – три дня посидеть с его престарелой бабушкой, жившей в деревне. У меня уже был опыт ухода за престарелыми: я подрабатывал в доме престарелых санитаром на последних курсах. Денег тогда почти не было, вот и крутился, как мог… Виталий предложил мне неплохую сумму, а мне очень нужны были деньги. Ничего подозрительного я не заметил. Кроме одной детали: Виталий попросил меня выдать за себя. Якобы чтобы не расстраивать бабушку. Та была слепая и немного выжившая из ума, повёрнутая на своём древнем роде, который не смогла выкосить ни революция семнадцатого года, ни репрессии… Я согласился на все условия, не смотря на тогдашнее недомогание – ангину и сопутствующую ей температуру… Виталий привёз меня сюда. Дом тогда был старый, деревянный… И жила в нём твоя прабабушка…
НАТ. ВОЛЧЁНКИ, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД. ДОМ БАБУШКИ. РАННИЙ ВЕЧЕР.
Небольшой двухэтажный бревенчатый дом смотрится обуглившейся бородавкой на окраине села. Почерневшие от времени брёвна, безыскусные оконные наличники, крыша с резными козлиными рогами на стыке с лицевой стороны – для полноты картины не хвает частокола с отрубленными головами.
Виталий останавливает машину возле калитки, у которой стоит, дожидаясь, ОЛЕГ, тоже молодой человек лет двадцати пяти. Парни здороваются за руку.
ВИТАЛИК (подмигивает Олегу) Покажешь товарищу дом. (Лёне) Я поехал. Удачи, брат. И помни, о чём я тебя просил.
ЛЁНЯ (озираясь) П-пока.
ОЛЕГ (за спиной Лёни, уже неуверенно идущего от калитки к входу в дом, делает какие-то знаки Виталику, потом бежит за Лёней) Пожди, экой ты прыткий! Я тебе вот что скажу. Бабка-то странная. Ты лучше её не буди, ежели спать будет. Ни-ни. Я раз разбудил её, весь мозг вынесла. Так что вот оно как! Понял.
ЛЁНЯ Да к-как ск-кажете. М-мне же п-проще. Сп-пит и Сп-пит… Ч-чай-то, п-пока Сп-пит, м-можно зак-кип-пятить?
ОЛЕГ Да канеш! Заходи, кухонька направо…
Заходят в дом.
Сообщение отредактировал Yuliya Eff: 30 Апрель 2015 - 14:13