Перейти к содержимому

Theme© by Fisana
 



Фотография

Новая легенда об Иссык-Куле


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 29 Январь 2017 - 12:16

Новая легенда об Иссык-Куле

 

(Часть 1. Легенда о пери и влюблённом юноше)

 

Это было так давно, когда старые боги могли разговаривать с людьми и не прятались от них. Но проросли уже семена недоверия к смертным, и этому причиной стала человеческая лень, жадность и глупость.

 

Жил-был в одном предгорье бедный юноша. Родители его рано ушли в иной мир, и старшие братья поделили между собой родительское наследство, оставив младшему одного коня, с которым юноша был не разлучен.

 

-- Зачем тебе деньги? -- посмеиваясь, сказал один из братьев,- мечтателю они не нужны.

 

Юноша подумал и понял, что жадность братьев на самом деле оказала ему хорошую услугу: теперь ничто не держало его в этом месте, и он мог путешествовать, сколько его душе вздумается. Попросил лишь юноша у братьев пару курджунов, чтобы набрать в дорогу воды, две лепешки да кусок сыра, что любезно протянула одна из жён братьев. Затем обнял родственников, поблагодарил за то, что сняли бремя с его души, и отправился в путь.

 

Первым делом хотел он своими глазами увидеть Озых-кёль, священное озеро, в котором жила прекрасная пери. Гости часто рассказывали о ней, как и то, что пери могла исполнить любое желание, только нужно было преподнести ей дар.

 

Много  недель ехал к озеру юноша, ехал по полям и через леса, пробирался через болотистые земли и карабкался по горам, останавливаясь лишь затем, чтобы набраться сил и дать своему коню.

 

Наконец, озеро было близко. Находилось оно словно на дне неровной чаши, как если бы в большой стояла поменьше. Озых-Кёль окружала небольшая долина, выше ступенью лежала более широкая. В низу, рядом с озером стояло несколько богато украшенных шатров, и много людей сновало рядом. Юноша спустился по протоптанному широкому спуску к ним.

 

Оказалось, все эти люди приехали к священному озеру, чтобы просить пери о чуде в решении своих бед. Кому-то нужен был наследник, кому-то здоровье, кому-то власть или деньги. И все они, не сказать, чтобы терпеливо, но ждали своей очереди.

 

Почти каждое утро перед восходом солнца пери выходила из озера, садилась лицом к востоку на большой камень, похожий на трон, и неподвижно смотрела на поднимающийся жёлтый диск древнего бога. Один из просителей подходил к пери и клал к её ногам свой дар, говорил свою просьбу и ждал терпеливо ответа. Иногда пери молча вставала и погружалась в озеро, иногда – говорила просителю: «Иди с миром», -- кому-то просто кивала. И бывали дни, когда пери не показывалась людям, и тогда обитатели шатров тревожно гадали, появится ли она со следующим восходом. И никто не знал, почему исчезает пери и сбывается ли желание у тех уехавших домой, кому пери ничего не сказала.

 

Юноша всю ночь слушал разговоры ожидающих, наблюдал за ссорами тех, кто хотел занять чужую очередь, а едва на востоке посветлела кромка горизонта, перебрался ближе к озеру, там валуны, чтобы наблюдать за прекрасной богиней.

 

Она возникла из воды, похожей на подвижное зеркало, словно не шла по дну, а превращалась из серебристых капель в стройную высокую и прекрасную лицом женщину. Её волосы струились ручейками сквозь горные проталины и обнимали плечи, спину. Глаза, по началу бесцветные, приобрели серый оттенок, но заблестели, как это бывает с каплями росы или дождя на сбруе задремавшего коня.

 

Но едва пери села на свой камень, как все метаморфозы, происходящие с её телом, прекратились – сама она стала ослепительно белой, и ничто больше в ней не напоминало о движении воды. Скорее, это была изящно вытесанная из белого мрамора фигура. И даже глаза пери не моргая смотрели на поднимающееся светило.

 

В этот миг к хранительнице озера подошёл проситель, почтительно положил что-то на песок и говорил что-то недолго, опустив голову, как смиренный слуга перед господином. Пери ничего не ответила, и проситель смущённый и в слезах ушёл.

 

Едва пери ушла, небольшая волна прилива нахлынула на песок рядом с камнем, где сидела волшебница, и унесла преподнесённый дар.

 

Юноша трепетал от восторга и страха, что может быть наказан за своё любопытство, поэтому вернулся к коню, привязанному у одного из шатров, и весь день не находил себе места. Если бы кто-нибудь спросил его, в чём состоит его просьба к пери, то он, не задумываясь, ответил бы, что единственное, что он желает – увидеть красавицу ещё раз.

 

На следующее утро история повторилась, юноша любовался пери, пока она не исчезла, никто юношу не преследовал, и он осмелел. В третий раз он пришёл к священному месту и сначала подошёл к воде, с благоговением окунул руки в воду и поблагодарил мысленно за милость присутствовать рядом. Прикоснулся к камню и приложился лбом, прося прощения за свою наглость. Камень был холодный и неровный. «Как, должно быть, неудобно красавице на нём сидеть!» -- подумал юноша и ушёл задумчивый.

 

На следующий день он продал своего коня, купил мягкое красивое покрывало у одного из богачей, ожидающего своей очереди. И покрыл камень перед появлением пери, весь трепеща от страха, что может навлечь на себя гнев или вызвать недовольство. Люди, наблюдавшие за ним поодаль, проклинали юношу, думая, что он хочет нарушить очередь и попасть к пери прежде тех, кто месяц ждал.

 

Но юноша снова спрятался за камень, сказав себе, что если это его последний день в жизни, то стоит встретить его вместе с прекрасной молчаливой красавицей.

 

Пери вышла из воды, увидев покрытый каменный трон, улыбнулась и, ничего не сказав, села. В этот день она впервые, по словами тех, кто здесь был долго, сказала просителю «Да будет так!». Это был богач, просивший себе великого сына, который прославил бы его род и увеличил бы территорию для своего народа. Обрадованный богач закатил по этому случаю пир, и надежда впорхнула во многие сердца, что, может быть, пери не откажет и им. На радостях никто не стал ругать юношу, а только хвалили его за догадливость. Впрочем, решено было подождать до следующего утра.

 

Ночью внезапно пошёл ливень, и юноша до утра прятал на груди покрывало, чтобы то не промокло. Уже горизонт обозначился светлой полоской, а дождь всё не прекращался. Вот ему показалось, что заволновалась вода, выскочил из своего укрытия юноша, постелил покрывало и снова исчез за камнями, не в силах убежать от своего желания снова видеть пери. Но она не пришла. Ни сегодня, ни на следующее утро, ни на третий день.

 

Юноша страдал эти дни, не мог спать, не мог есть и пить. И тогда понял он, что безнадёжно влюблён в хозяйку Озых-Кёля. Озеро было небольшое, его можно было за день неторопливым шагом обойти, что и делал юноша – только гулял по кромке и мечтательно смотрел на зеркальную гладь, над которой изредка выпрыгивали серебристые рыбки и снова уносили с собой на глубину тайну загадочной пери.

 

И вот счастье – появилась пери снова на четвёртый день. И заволновался народ, пропуская счастливчика к волшебнице. А наш юноша, спрятавшись, снова ждал свою возлюбленную, и слёзы счастья мешали ему смотреть на ту, которая разбила ему сердце.

 

В этот раз пери ничего не сказала просителю. А когда тот ушёл, она поманила пальчиком в сторону юноши, и понял он, что она призывает. Юноша, прижав руку к груди, из которого сердце готово было выскочить наружу, робко подошёл к камню. Пери молчала, но вопрос в её глазах был столь красноречив, что юноша всё понял. И, склонив голову, как и просители, он начал рассказывать о себе. В довершении монолога он добавил, что ему ничего не нужно, кроме того, чтобы видеть каждое утро прекрасную пери и любоваться ею.

 

Улыбнулась пери, ничего не сказала и исчезла в озере.

 

Следующим утром, после просителя, снова поманила она пальчиком юношу. Но в этот раз он был в растерянности, ибо не знал, чего хочет от него пери. Пери молчала, и некоторое нетерпение промелькнуло на её лице. Юноша не заметил этого, так как привычно склонил голову.

 

-- Расскажи ещё, что ты видел, -- сказала пери, и юноша совсем смутился.

 

Быстро взяв себя в руки, он начал рассказывать о первом, что пришло в голову, – о своем народе, его обычаях, своей семье.

 

-- Хорошо, -- сказала пери, оборвав рассказ поклонника, потому что солнце достаточно высоко поднялось на небосводе, и ушла.

 

Её снова не было три дня. Ожидающие стали винить юношу в этом и хотели изгнать его, решив, что он говорит пери нечто неприятное. Кто-то предложил запретить вообще приближаться к озеру во время появления пери. Большинство одобрило. Юноша был в отчаянии

 

Ночью его, устроившегося на ночлег возле озера, будто разбудил кто. Он лежал и думал о том, приснились ли ему тонкие прохладные женские пальцы, прикасавшиеся к лицу.

 

-- Ты меня любишь, о юноша? – прошептал знакомый голосок на ухо.

 

-- Как можно любить жизнь? Как можно любить солнце и воздух? – не смея пошевелиться, тихо ответил влюблённый.

 

-- А много ли ещё у тебя славных историй? – продолжил голосок.

 

Юноша смутился, подумал мгновение и ответил правду:

-- Всего одна, моя прекрасная пери. Я мало где был, мало что видел…

 

Женский голос замолчал, и юноша испугался, что, может быть, никогда больше не услышит его, и пери не захочет его видеть. Но голос вдруг заговорил:

-- Иди на другой берег. Там найдёшь всё, что тебе пригодится. Ступай и принеси мне много историй. До встречи, о юноша!

 

Он вскочил на ноги, собрал свои вещи и поторопился на противоположный берег. А за юношей зорко следили десятки глаз людей, коротающих ночь у костров.

 

Он шёл, пока не заметил что-то, блестевшее в лунном свете. Это были золотые и серебряные украшения, монеты – дары тех, кто однажды разговаривал с пери. А рядом с дарами лежал большой шершавый кусок – соль самого лучшего качества, такой же белоснежный и блестящий, как пери во время восхода.

 

Юноша собрал подарки возлюбленной и, не теряя времени, отправился в путь. Сначала он добрался до места, где торговали купцы, купил себе одежду богача и только потом продал все украшения. Приобрёл сильного коня и товар. Теперь можно было выполнять наказ пери…

 

Сначала он боялся удаляться слишком далеко от озера. Уезжал на месяц пути, старался впитать в себя каждое слово встречного. На ночлегах просил рассказывать истории и записывал их, ибо владел грамотой. Пери слушала их и улыбалась. А потом просила ещё историй. Так наш юноша уезжал всё дальше и дальше.

 

За время своих путешествий он разбогател, продавая и покупая новый товар. Но больше всего денег получил за соль, которую каждый раз выносила на берег волна в Озых-кёле. Не смотря на богатства, юноша продолжил жить скромной и благочестивой жизнью, помогая бедным и находя меткое слово для грабителей, встречавшихся на пути.

 

Тем временем вокруг Озых-Кёля возник целый город. Предприимчивые торговцы построили торговые ряды, в которых паломникам продавали воду из озера и разные «священные» амулеты и обереги.

 

Пери перестала выходить из озера к людям, и теперь «знающие» торговцы убеждали страждущих, что хозяйка Озых-Кёля и так услышит их мольбы. Нужно было лишь бросить в воду дар и сказать просьбу. Чьи-то желания исполнялись, и поэтому людей у озера меньше не становилось.

 

-- Я устала от людей. Они тревожат меня и мутят мою воду, -- жаловалась пери юноше, вернувшемуся из путешествия. Теперь она ночами принимала образ смертной женщины, и юноша мог прикасаться к ней. Бархатная кожа пери пахла солью и обжигала губы при поцелуях. – Прогони их, чолпон!

 

(Чолпон – милый, так называла пери юношу именем яркой звезды на утреннем небосклоне. И в память о пери взял себе юноша это новое имя, забыв старую жизнь. Теперь весь он сам был посвящён пери и служил её желаниям).

 

Тогда юноша скупил все приозёрные земли у предприимчивых торговцев и построил прекрасный белый дворец. Теперь стражники охраняли озеро и не позволяли к нему приближаться.

 

Юноша, впрочем, уже бородатый муж, продолжал путешествовать ради возлюбленной, историй для неё. Но ничто для смертных не может длиться вечно – заболел однажды тяжким недугом и не смог прийти к озеру, ибо находился между жизнью и смертью на ложе в своём дворце. И вода из озера, словно тоскуя о нём, приближалась к дворцу всё ближе и ближе.

 

Перед смертью почувствовал облегчение Чолпон, приказал снести себя к воде и положить у кромки озера, оставить наедине с водой до утра.

 

Пери долго плакала над не имеющим силы говорить слова утешения возлюбленным. А утром стражники не нашли тела, лишь плавал в воде ковёр, на который положили господина.

 

Никто не знал, что делать. И только внимательные заметили, что вода продолжает прибывать. Вот он была далеко от дворца, а вот уже подступила к ступеням на крыльце. На девятый день вода обступила дворец, не давая проникнуть в него по суше. На сороковой скрыла самую высокую башню дворца и перестала затоплять новые земли.

 

Теперь озеро было в несколько раз больше, и торговцы, отступившие на верхние холмы со своими шатрами, теперь радовались, что вовремя продали землю странному богачу по имени Чолпон. И, самое главное, теперь его не было, и можно было свободно торговать водой из озера, которая, как показалось людям, стала мягче и менее солёной.

 

Тем временем пришёл в себя Чолпон – и ничего не может понять. Всё вокруг ему знакомо: комната, узорчатое окно и стены, -- но всё не так. И знакомый голос шепчет: «Живи! Живи!»

 

Поднялся с ложа Чолпон, разглядывает себя – белая одежда, белая борода и тело. А во дворце тишина, и рыбки в воздухе летают. И факелы горят, и пахнет едой на кухне, а всё странное, как будто бы другое.

 

Стал звать слуг – никто не ответил. Вышел на крыльцо – и ничего не понял – нет озера. Звал возлюбленную – не ответила.

 

Только спустя время понял Чолпон, что прекрасная пери растворилась в воде и отдала своё бессмертие тому, кто впервые за её бесконечную скучную жизнь оказался дорог.

 

Заплакал Чолпон, но слезы словно в воздухе растворялись. И никто не пришёл и не утешил его. Понял тогда влюблённый, как тяжело было его пери и почему выбрала она его. Другие люди приходили и рассказывали одинаковые истории, прося об одном и том же. И только он, мечтатель, которому ничего не было нужно, развеял скуку.

 

Тогда пошёл по знакомой дороге Чолпон, по которой когда-то поднимался на верхнюю долину, будучи странствующим торговцем. Стояла глубокая ночь. Но кое-где люди, как и в прежние времена, не спали, сидели у костра. Подошёл к ним Чолпон, но никто не узнал его. И не стал говорить о себе правду: никто бы и не ему поверил.

 

С тех пор выходил иногда старик из озера, чтобы послушать у костра чужие рассказы. А когда становилось невыносимо тоскливо, засыпал в своём дворце, останавливая своё время, на недели и месяцы. И только сквозь сон до него доносился шёпот паломников, бросавших свои дары в озеро и просивших выполнить желания.

 



#2 Justa D

Justa D
  • Amigos
  • 1 340 сообщений

Отправлено 31 Январь 2017 - 13:56

прекрасная история со странным послевкусием... такое впечатление, что я что-то подобное читал...



#3 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 31 Январь 2017 - 19:18

Justa D, я перечитала больше 40 легенд об ИК, пыталась найти что-то общее, что имело под собой реальную основу, отсекла, что на мой интуитивный взгляд показалось не свойственным КР. Впрочем, это надо подробно объяснять. То есть, хочу сказать, что "это я где-то уже видел" вполне оправдано.  Легенду на 100% не переделаешь.

Но на всякий случай, если вспомнишь что прям-в-глаз, то напиши, интересно же. :)

 

Спасибо за внимание.

 

Забыла закрыть страницу, поэтому добавлю. У меня никогда не возникало желания создать что-то сильно похожее на пользующееся успехом. Собственно, поэтому принципиальный антификрайтер. 

Но вот эту пришлось. Для планируемого "мухотаракана", где действие будет происходить в КР. 


Сообщение отредактировал Yuliya Eff: 31 Январь 2017 - 19:42


#4 Justa D

Justa D
  • Amigos
  • 1 340 сообщений

Отправлено 31 Январь 2017 - 21:32

если вспомнишь что прям-в-глаз, то напиши, интересно же.

нет-нет, речь только о впечатлении.  :)

Спасибо за внимание.  

пожалуйста!  :lol:  :lol:  :lol:


Сообщение отредактировал Justa D: 31 Январь 2017 - 21:23


#5 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 01 Февраль 2017 - 01:47

А мне кажется, все легенды имеют что-то общее... жанр, наверно, такой? На грани ожидания чего-то такого... неведомого и в то же время очень-очень знакомого... Не знаю, специально не занималась - чисто интуитивно...

Хорошо получилось, мне понравилось :)



#6 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 01 Февраль 2017 - 21:32

жанр, наверно, такой?

конечно, я тоже так думаю. 

Познакомилась раз с одной нашей поэтессой. Она рассказала, что придумала пару легенд, а они стали пользоваться таким спросом, что их теперь считают народными. %)



#7 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 02 Февраль 2017 - 18:33

Оставлю ссылку здесь, а то опять потеряю.

 

Это фантастическая повесть Е.А. Попова "Тайна озера Иссык-Куль". Аж 1959 год.

 

http://lib.kg/popov-...l-frunze-1959g/






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Фэнтези и фантастика. Рецензии и форум

Copyright © 2024 Litmotiv.com.kg