Когда-то на земле кыргызов, где есть горы и текут реки,
куда ни разу не совались римляне, хетты и даже греки.
Был построен огромный город со стенами столь высокими,
что среди просторных пастбищ башни города казались одинокими.
В один из тихих и безмолвных дней наступило оно,
словно подобной напасти должно было быть суждено.
Границу кыргызов вражеские полчища уверенно пересекли,
и тем самым мирных горожан в навязанную им войну вовлекли.
Жители великого города Ак-Буркут всей силой на защиту встали,
несмотря на их героические подвиги в той войне многие пали.
Кыргызам вначале боя удалось отбросить силы монголов назад,
но тут же на их головы посыпались длинные стрелы, словно град.
Монголы тараном пытались городские ворота взломать,
а горящие стрелы со свистом нарушали небесную гладь.
Кыргызские баатыры[1] храбро сражаясь, погибали у городских стен, предпочитая умереть убив десяток врагов чем, попасть в позорный плен!
Шесть дней и семь ночей продолжалась это великое сражение,
в конце концов, монголы наконец-то потерпели поражение.
С тяжёлыми потерями начали монголы от стен города отступать, Кыргызы, воспрянув духом, вышли из города и начали на них наступать.
Преследуя врагов, кыргызам удалось, разбив их наголо, всех перебить,
и таким образом по лицу монгольской империи пощёчину влепить!
Монголы в этом сражении потерпели поражение, запятнав свою честь,
и при этом потеряли стольких храбрых воинов, что их было не счесть!
Но насладиться триумфом победы кыргызы полностью не успели,
поскольку на помощь к монголам, слегка опоздав, китайцы подоспели. Китайская армия численностью пятьдесят тысяч воинов на город напала,
от внезапного и мощного удара часть городской стены упала!
Китайцы начали проникать в город через частично разрушенную стену,
с ликованием перепрыгивая через трупы и выпуская из ртов пену.
Учуяв кровь и близость победы, китайцы начали всех горожан убивать,
словно шакалы начали даже женщин, детей и раненных добивать!
И вдруг, произошло самое страшное: земля начала уходить из-под ног,
откуда-то из земли раздался звук, словно кто-то трубил в огромный рог!
Земля раскололась надвое, горы зашатались и с мест своих сдвинулись,
увидев это, остававшиеся на ногах китайцы вон из города ринулись!
Подул ветер, послышались раскаты грома и появился блеск молнии,
из земли начала появляться вода, вода все прибывала, словно река.
Причём очень быстро прибывающая вода, была ужасно горяча,
из-за этого утопающие в воде люди, обжигаясь, умирали крича!
В мгновение ока улицы города начало затапливать прибывающей водой,
город постепенно исчезал в воде, уносимый куда-то сильной волной.
Наконец, город полностью исчез и вместо него озеро появилось,
словно претендуя на место среди гор, с местным ландшафтом слилось!
Кипящее озеро, в гневе, не переставая выпускало в небо горячий пар,
словно сотни тысяч догорающих углей были принесены в дар!
Только к концу седьмого дня озеро начало потихоньку остывать,
горящие угли на дне озера, словно одумавшись, начали застывать.
После того как в том краю, где появилась озеро, прошло пятьсот лет,
про город, исчезнувший под озером, говорили, что это какой-то бред!
Ну, как мог город исчезнуть, словно под землю провалившийся?
И на его месте образоваться озеро, откуда-то из земли объявившееся?
Нет, такого в истории кыргызов быть не могло, говорят старики,
хотя некоторые аксакалы твердят, что их познания от истины далеки…
…
------------------------------------------------------
– Ну, по правде говоря, я догадываюсь о том, что затеяли монголы, – осторожно начал Курчгёз. – Но, предупреждаю, это всего лишь мои догадки, не более того! Ну, так вот! Я считаю, что монголы, следующие за нами по пятам, в ближайшие дни не нападут на нас. Они вообще не будут нападать на нас, до того пока мы не прибудем в город Ак-Буркут.
– Это почему же? – не выдержав, перебил его Махмуджан.
– Потому что, я как уже говорил вам один из немногих, кто знает о месторасположении города Ак-Буркут. В течение нескольких лет монголы пытались найти его. Все их попытки были тщетны. Понимаете ли, дело в том, что этот город был построен приблизительно пятьсот лет тому назад. Находясь в сердцевине кыргызских земель, он оказался как бы последним оплотом кыргызов. Конечно, есть и другие города. Как большие, так и маленькие, и ещё сотня деревень. Они раскинуты по всем северным и южным территориям кыргызских земель.
Однако, Ак-Буркут, согласно легенде и предсказаниям, должен стать местом, откуда зародится новая культура и нация кыргызов. Которые через столетия станут сильной державой. Я точно не знаю, когда, и как это произойдёт? Но, судя по обрывочным слухам, которые доходили до меня существует некое пророчество, которое звучит так:
Земля расколется, и горы сдвинутся,
ветер подует и гром ударит!
Когда враг нас к земле придавит,
и тогда город исчезнет во тьме.
Появятся лужи и огромная река, скрытые под землёй годы и века.
Земля не достанется врагу!
Только кыргызы могут там жить,
и любой, кто решится напасть, попадёт прямо к шайтану в пасть!
И на руинах всего зародится жизнь.
Кыргызы будут расти и процветать,
стрелять во врагов из луков и дротики метать.
С ними придётся считаться,
изодного блюда с ними питаться.
Народ будет дружелюбным и встретит всех с радостью.
Чтобы подружиться с ними надо ворота дружбы отпереть,
иначекыргызы могут с лица земли всех вас стереть!
– Это только короткий обрывок легенды. А теперь подумайте хорошенько, мы с вами направляемся в этот самый город Ак-Буркут, который согласно пророчеству, исчезнет во тьме. А потом появятся реки и так далее, но, в конце говорится, что кыргызы станут ещё сильнее. Монголы тоже слышали об этом пророчестве. И, разумеется, такие слухи им пришлись не по вкусу. Они искали этот город, но найти так и не смогли. Даже от пленных кыргызов не смогли узнать точное месторасположение города. А теперь, узнав, куда мы направляемся, они решили проследить за нами до конца. Вот и всё!
…
-----------------------------------------------------------------------------
– О, это тоже очень длинная история, – улыбнувшись, ответил Курчгёз, – и её обычно рассказывают старики своим детям, после ужина устроившись на ночлег возле большого костра.
– Нам и не нужно всю историю рассказывать. Ты мог бы нам эту историю рассказать вкратце, – предложил Махмуджан ибн Халиф.
– Хорошо. Если хотите, я вам расскажу эту историю, – согласился Курчгёз.
– Согласно легенде, давным-давно на вершинах высоких гор Ала-Тоо, где даже сейчас видны снежные шапочки, существовали орлы совсем не похожие на обычных для этих мест орлов. Не похожи они были своим странным белым оперением. Эти орлы были полностью белыми, даже клюв и когти и то были белого цвета, размер их достигал с раскрытыми крыльями порядка пяти метров в длину. Эти странные белые орлы летали так высоко, что сливались вместе с тучами, становясь похожими на них.
– Первый раз слышу о белых орлах, – нетерпеливо перебил его Махмуджан ибн Халиф, – скажи мне Курчгёз, а где сейчас эти орлы обитают, сможешь мне достать парочку другую таких орлят? Помнится мне, один наш знакомый индийский махараджа любил собирать диковинных зверей и птиц, за один такой экземпляр можно было бы запросить у него бешеную сумму денег. А египетский фараон и вовсе меня осыпал бы золотом, у них к птицам особая божественная любовь!
– Да подождите вы со своей торговлей, – вмешался Эль Херзук, – дайте дослушать эту легенду о городе Ак-Буркут, Курчгёз продолжайте.
– Этих белых орлов давно уже никто не видел, – Курчгёз продолжил свой рассказ. – Старики говорят, что они гнездились так высоко в горах, что ни одному смертному ещё не удавалось подняться и потрогать их птенцов или достать яиц. Так вот, согласно легенде, однажды один из кыргызских ханов по имени Камбар объявил охоту и приказал своим джигитам достать одного такого белого орла живого или мёртвого. Несмотря на долгую охоту, ни один из охотников не смог убить белого орла. Поскольку выпущенные лучниками стрелы так и не достигали своей цели. Стрелы, не долетая до белых орлов, теряли свою начальную силу и уносились попутным ветром. И тогда Камбар-хан придумал одну хитрость, он решил заманить их в ловушку. Для этого он приказал своим джигитам на открытом поле выкопать огромную яму, шириной десять и глубиной в тридцать метров. После того как яма была готова, поверх неё натянули прочную тройную сетку, изготовленную из металлических прутьев. Посередине ямы были разбросаны свежие куски бараньего мяса.
Когда ловушка была готова, по одной версии пятьдесят джигитов, а по другой пятьсот засели в кустах вокруг ямы и, натянув тетивы своих луков, ждали…….
…
-----------------------------------------------------------------------------
Я так и не понял, какое имеет отношение белый орёл и Камбар-хан к городу Ак-Буркут? – спросил Махмуджан ибн Халиф.
– Ак-Буркут с кыргызского переводится как «белый орёл». И назван был город так, потому что, как и белый орёл скрывается за тучами, находится высоко в горах, окружён цепью высоких гор и такой же мифический, как и само существование белого орла.
Построен был этот город старшим сыном покойного Камбар-хана Аксубаем, впоследствии после смерти своего отца, не без помощи старейшин, провозгласившим себя ханом. По преданию следует, что Аксубай-хану удалось построить город якобы при помощи ветра и неба на том самом месте, где когда-то была построена ловушка, предназначенная для поимки белого орла. Кстати, та вырытая яма впоследствии стала колодцем, поскольку в ней начала быстро появляться вода.
– Подожди, что означают твои слова «такой же мифический город, как и орёл»? – удивлённо спросил Махмуджан ибн Халиф. – Так этот город существует или нет?
– Конечно, существует иначе, куда я вас веду?! – успокоил Курчгёз.
– Под словом мифический я хотел сказать то, что о существовании города Ак-Буркут знают все, но никто его не видел. Город Ак-Буркут надёжно скрыт от всех, он словно белый орёл как бы есть, и в то же время его и нет!
– Что за игра слов «есть» и «нет»? Говори мне простым языком, – воскликнул Махмуджан ибн Халиф.
– Но, это же легенда и вы сами просили рассказать её вам, – ответил Курчгёз.
…
-------------------------------------------------------------------------
– Я лишь говорю то, что слышал от своих далёких предков, а они в свою очередь от своих – это же передаётся как наследие! – уклончиво возразил Курчгёз. – Многие исторические события, произошедшие задолго до нас, доходят в виде легенд и мифов в стихотворной форме.
– В какой форме? – переспросил Махмуджан ибн Халиф.
– Ну, как вам объяснить, – начал отвечать Курчгёз, – например, пересказать историю, которая давным-давно произошла здесь или где-то там, в слово в слово очень сложно. Поскольку, она может быть впоследствии немного раздута и приукрашена или вообще искажена до неузнаваемости. А когда она передаётся в виде стихов, её легче запомнить и передать кому-нибудь другому. Также обстоит дело с той историей про белых орлов, которую я вам рассказал.
– Ты хочешь сказать, что существует некое сказание о белых орлах, причём сочинённое в той форме, про которую ты мне тут говоришь? – прищурившись, спросил Махмуджан ибн Халиф.
– Не сочинённое, а переданное очевидцами в той форме, которая легко запоминается, – возразил Курчгёз.
– Неважно какое! Сочинённое, переданное или вообще придуманное! – не унимался Махмуджан ибн Халиф. – Мне будет легче судить о ней, если ты мне любезно перескажешь эту историю в угодной тебе форме.
– Хорошо, если вы хотите, я вам перескажу эту легенду, как вы выразились в угодной мне форме, – улыбнувшись, ответил Курчгёз, – так, слушайте:
Однажды хан кыргызов по имени Камбар,
решил преподнести духам предков особый дар.
Изловить странного белого орла он захотел,
и одной этой прекрасной мыслью заболел.
И вот, собрав храбрых джигитов, хан им приказал,
любой ценой поймать странного белого орла,
а тех, кто решил его ослушаться, строго наказал!
Джигитам поймать белого орла никак не удалось,
сколько бы они не метали копья и не стреляли из луков,
последняя надежда поймать орла у всех оборвалась.
И тогда собрав всех джигитов в юрте просторной,
расположенной невдалеке от массивов горных!
Хан обрушил на нерадивых охотников свой гнев,
зарычав на них словно грозный и свирепый лев!
От злости Камбар-хан закидывая на охотников подушки,
был внезапно озарён идеей, устроить для орлов ловушки.
И тогда велел он джигитам яму большую приготовить,
внутрь ямы положить свежее мясо, а рядом засаду устроить!
Когда всё было готово, и в яме установлена крепкая сеть,
настолько, что попавшемуся орлу вряд ли удалось бы взлететь.
Сделав небольшой вдох, Курчгёз левой рукой почесал свой затылок и, наморщив лоб как бы вспоминая, продолжил:
Однако в тот день в ловушку попал лишь серый степной волк,
в тот же миг из засады выскочили лучники, их был целый полк!
[1]Баатыр – в переводе с кыргызского языка «богатырь, герой»