Перейти к содержимому

Theme© by Fisana
 



Фотография

Неделя чуда: Три апашки


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 7

#1 Danny

Danny
  • Amigos
  • 2 сообщений

Отправлено 01 Январь 2020 - 03:02

Три апашки1

 

Выйти из СТО пришлось через два часа. Эти маленькие пространства, заполненные мужским тягучим атмосферным, все одинаковы. Сперва ты мнешься, стесняясь за всю эту ситуацию и свои неумения, затем осваиваешься и начинаешь задавать вопросы, затем деловито куришь и лезешь под колеса к мастеру, а затем начинается фаза усталости и ощущения безнадежности. Я решил уйти в тот момент, когда слабость духа начала давить на ноги и я осознал себя сидящим на холодном диване и пялящимся в телевизор, где жгучая блондинка демонстрировала тостер.

 

Жидкая хрустящая кашица мокрого снега. Остановка с вездесущей рекламой, на одной из которых предлагалось заняться своими ментальными способностями и раздвинуть «горизонт сознания». С трудом вспомнил на каком транспорте я могу доехать до дома, трехлетнее вождение разбаловало меня, автобус был невыносимо беспардонным к моей комфортной зоне, кроссовки промокли, и я выскребывал остатки стойкости для долгой поездки из своего эмоционального сейфа, заметно опустевшего после рабочего дня и ожидания починки машины.

 

Пластиковое сиденье согрелось, и я несколько привык к размытым угрюмым лицам (о, где моя Билли Айлиш на весь салон). Люди постоянно менялись и чем дальше мы ехали через ночной город в слабо освещенном упорном автобусе, тем более холодные и молчаливые пассажиры вливались в салон. Через полчаса поездки мы остановились и внутренне движение несколько оживилось. Подняв голову, я увидел, что в салон вошли три апашки и сиденье передо мной тут же было освобождено. Старушки, мелко улыбаясь и кивая вставшим пассажирам, довольно проворно уселись на освободившиеся места, и даже сев, не забыли поднять головы и улыбнуться. У той, что была буквально передо мной, в бугристом красном платке, который явно скрывал волосы в бигуди, я заметил длинные и острые зубы, пока она благодарила молодого парня. Возблагодарив вселенную, что мне не пришлось уступать место и болтаться из стороны в стороны, подпираемый пухлыми куртками и пальто, я уткнулся в мобильный телефон. Движение восстановилось, прерываемое лишь временами чьим-то судорожным, толчкообразным прорывом к выходу, через толпу. Впрочем, в конце автобуса было свободней.

 

Белый шум нарастал очень медленно, и я не понимал, что довольно долго смотрю в мобильный, на котором зомби съели все мои растения, не играя и не думая ни о чем. Во всем этом шуме вокруг, создаваемом внешними звуками и тихим бубнежом в автобусе я уловил фразу, которая рыбьей костью впилась мне меж зубов, заставляя желать быстрее выдернуть ее и осмотреть. Среди общей тоскливой меланхолии в согретом пространстве автобуса я только спустя время осознал, что подсознательно испытываю гадкое ощущение, заставившее меня остановиться, будто волосатый таракан барахтался в недрах козьего сыра, чуть не попав в мою ложку, пока я продолжал есть несмотря на шевеление. Потому что кто-то в автобусе сказал: «…состричь ногти и запекать». И я даже знал кто. Это была та самая апашка в красном платке, скрывающем бугристую голову. Все трое, склонившись друг к другу продолжали шептаться и крайне активно хихикать на сказанное. Поставив игру на начало и выключив звук в наушниках, я сгорбил туловище буквой «с» и наклонился ближе к передним сиденьям словно бы погруженный в телефон. Долгое время было совершенно непонятно о чем они говорили, хотя голоса они сильно не понижали. Затем я услышал довольно длинные фразы, и сказаны они были той, что сидела слева, у самого окна:

 

- …украл, держал. Нора темная, сам волосатый, – Соседки тихо охнули, однако эмоции были непонятны, вроде отвращение с торжеством и злорадством. – А когда освободили, то в животе звучало «чылк-чылк».

- От голода?

-Нет, детеныш прижился.

 

Две остальные начали тихо ахать и даже вскрикивать, так к примеру, вскрикивала моя мама при запусках фейерверка, испуганно и подбадривающе-восторженно. Затем апашки склонились друг к другу совсем низко, и рассказчица начала уже откровенно шептать, так что я ничего не слышал, хотя чуть лбом не лег на переднюю седушку оттопырив неестественно зад. Затем шепот снизился и пропал. Мимо меня, толкнув коленом, вышел сосед. Я остался сидеть на своем месте, лишь мельком глянув в окно. Там была темень, и только мое слабое отражение было видно в черном густом зеркале окна. Затем я быстро уткнулся макушкой в переднюю седушку, у апашек разгорелся нешуточный спор. Одна из них, посередине, сразу передо мной, авторитетно шипела двум остальным:

 

-Нельз-зя.

-Можно. – это откликнулась та, что сидела у прохода, в красном толстом платке.

-Говорю вам. Нужно лишать этого. А потом уже забирать ее.

 

Они яростно шушукались, почти толкая друг друга сухими локтями в советских пальто. Затем их шипящее препирательство прекратилось также быстро, как и началось, и они начали тихо хихикать. Затем та же, что посередине проговорила все довольно громко, кроме первого слова, которое они выдохнула и я не был уверен, что расслышал все правильно:

 

-Домох-хой наш так и сделал с девой. Просто взял чайник, у него есть носик. Можно использовать что угодно. Они не должны быть чищ-с-стыми.

 

Затем та, что в красном платке добавила:

 

-Конечно, на нашем рынке новая лавка. Клетки большие, чтобы от грусти не сопрели раньше времени.

 

Мне стало немножко холодно и немножко плохо. Мне представился наш дом но таким, каким я помнил его в детстве, до ремонта. В зале стоял огромный шифоньер с посудой и маленькими статуэтками, а напротив диван и наш цветной телевизор. Первые фильмы с монстрами из ада и ожившими восковыми фигурами навсегда изменили мое восприятие мира, дав понимание, что в шкафах могут сидеть постукивающие ногтями куклы, под диваном лежат одноглазые тролли и у потолка притаились удушающие тени. Но все это с течением времени преобразилось, и более страшные вещи как экзамены, не отвеченные мысли на кого учиться и где потом работать, вкупе с плохими свиданиями, все это довольно быстро перечеркнуло мой инстинктивный страх перед темнотой. Однако, если моя взрослая жизнь уменьшила и сделала комичным страх перед тенями и мраком, то она никогда не влияла на второй, на страх перед неизвестностью, но только вылепила и увеличивала его с каждым годом. Все, что я не мог контролировать, как к примеру рано купленную машину сверстником, приводило меня в ужас, делая меня хуже, слабее, словно бракованным. Или моя невозможность просчитать насколько удачный выбор я сделал, пойдя учиться на администратора туристических агентств. Страх перед неизвестностью заставлял меня работать очень много, стараясь соответствовать ожиданиям, а некоторых особенно дальновидных еще и заставлял активно практиковать религию. Но никогда за всю свою жизнь я не чувствовал такой морозящий и болезненный страх как в этом красном автобусе от чьего-то шепота. Этот шепот был чем-то отвратительно мистическим, словно из дыры в обоях доносился, и который можно было заглушить лишь громким радио да сделав вид, что ничего не происходит. Я выпрямился и лязгнул зубами от холода. Я так резко встал, что соседние пассажиры оторвались от мобильных и с удивлением воззрились на меня. Я сделал руками движение, будто рассек воду, и выворачивая длинные ноги бросился к выходу, расталкивая всех. Я не хотел оглядываться, боясь увидеть белые глаза и злобные улыбки. Я не хотел костлявого пальца, пеняющего мне вслед за подслушивание.

 

-Остановите, байке2!

 

Я вывалился в мороз и чуть острыми коленками в подмерзшую кашицу не упал. Потанцевав я отбежал в сторону за остановку и только там выпрямился и глубоко вдохнул воздух. К моему сожалению, автобус очень долго стоял, фырча и с натугой завывая, затем он наконец двинулся. Темная масса людей в слабом желтом пространстве качнулась влево и выпрямилась, уезжая прочь.

Воздух выходит паром, ногам уже холодно в кроссовках, а я стою, опираясь о колени, согнувшись, и не могу надышаться. Вот он, спертый воздух публичного транспорта, даже бредовое состояние вызывает, заставляя во всем углядеть нечто страшное и неприемлемое для нашей консервативной реальности. Наконец выпрямившись я целеустремленно замахал ногами, надо было пройти два квартала до дома.

 

У ворот нашего дома я остановился и достал сигарету как вознаграждение себе.

 

-И чего я так испугался? – громко и бодро спросил я себя, выпустив густую струю дыма, - Говорили небось о рецептах с куриными ногами и семейных сплетнях, а я...

 

Кто-то за спиной кашлянул в ответ и я, громко взвизгнув, сделал антраша в воздухе. Куда улетела сигарета и моя шапка так и осталось неизвестным, зато открыл и закрыл я ворота в считаные секунды. А затем я оказался под одеялом, дрожа и корчась, у меня начался жар и тяжелая простуда. Пока я дождался мамы, которая зашла под утро в мою комнату, мне пришлось вытерпеть визиты Аделаиды, нашей черной кошки, которая заходила несколько раз и у которой оказались премерзкие блестящие глаза и хихикающий смех, который она не больно скрывала, понимая, что я уже все знаю. Под утро Аделаида совершенно наглым образом запрыгнула ко мне и начала идти по одеялу. Сперва она наступала на мои ноги, и была тяжелой неимоверно (будто ноги взрослого человека, немного дрожащие, скажем, от старости), затем она наступила мне на пах заставив скорчиться, а после улеглась на живот. Я лежал, укрывшись одеялом, боясь дышать в горячем влажном пространстве, молясь, чтобы она ушла и оставила меня в покое. На живот мой кошка давила тяжело и горячо, дышать становилось сложно. А затем она начала мерзко покашливать, словно собиралась выкашлять комок шерсти, и в каждом кашле я слышал чих и еле сдерживаемое хихиканье. Ее хвост задел мою пятку, заставив ноги испуганно дернуться, а затем, шипя, хвост начал упорно лезть под одеяло, прямо между моих ног, выше и выше щекоча ноги, покрытые гусиной кожей.

 

"Слишком чищ-шстый", шипело что-то и когда я готов был закричать басом на весь дом телефон громко и стерильно-современно пропиликал музыку. Это был звонкий модерный крик петуха в ночи, развеявший морок и заставивший меня выскочить из одеяла и глотнуть воздуха. СТО написали, что машина готова. А затем зашла мать, чтобы проверить, пришел ли я ночью. Я попросил горячего чаю с лимоном и рухнул опять на подушку. Я смотрел в потолок и упорно спрашивал себя, должен ли я пугливо усилить радио и сделать вид, что ничего не произошло, или я должен быть пытливым, и попытаться ездить в том автобусе или обойти рынок с поиском мясной лавки в ожидании нашего следующего столкновения или какого-то знака. Я смотрел в потолок, пока не уснул. Я не дождался чая и за машиной поехал лишь через две недели и полного выздоровления. С семьей затем мы закупали продукты для нового года и удачно его справили. Прошел месяц, а я пока не решил для себя, готов ли я преодолеть свой страх неизвестности, и не будет ли там еще большего страха для меня.

А вы как думаете?

 

 

 

 

1 Апа - бабушка, старушка, пожилая женщина. Здесь: бабульки, старушки.

2 Байке - дядя, брат. Уважительное обращение к старшему мужчине. 



#2 Горгулья

Горгулья
  • Amigos
  • 101 сообщений

Отправлено 02 Январь 2020 - 00:01

Ух ты, новогодний ужастик!  Зацепило, интересно, что будет дальше и кто такой главный герой, которому общественный транспорт непривычен. Язык красивый, образный.



#3 Путешественник

Путешественник
  • Amigos
  • 220 сообщений

Отправлено 02 Январь 2020 - 04:46

Странно, но не зацепило. Попытаюсь объяснить.

 

Во-первых, резало, что повествование идет от лица мужчины, тогда как сам текст показался мне очень женским. Видимо, из-за обилия подробностей.

 

А это и есть "во-вторых". Вспомнилось, как на одном литературном семинаре обсуждали, чем различаются подробности и детали. Детали двигают сюжет, а подробности его тормозят, замусоривают. Пока через подробности продерешься, да - восхитишься, как автор владеет словом и умеет писать красивости, но от сюжета отвлечешься и в динамике потеряешь. И если уж продрался, то впечатление остается, что прочитал что-то если не скучное, то занудное. Мне кажется, что если бы немного подчистить подробности, то стало бы живее.

 

Например, зачем сделано три апашки? В тексте дано описание лишь одной. Три о чем-то шушукающихся бабульки... Надо очень тщательно продумать, как подать их образы, какие реплики в диалогах дать, чтобы были видны все три. А почему бы не оставить одну? Вот если одна такая бабка станет с автобусе еще и сама с собой разговаривать, когда невнятно, а когда выплевывая отдельные осмысленные слова, такой персонаж станет ярче, объемнее.

 

Или - длинное, на два абзаца, описание состояния ГГ на остановке в течение минуты или двух:

"Я вывалился в мороз и чуть острыми коленками в подмерзшую кашицу не упал. Потанцевав я отбежал в сторону за остановку и только там выпрямился и глубоко вдохнул воздух. К моему сожалению, автобус очень долго стоял, фырча и с натугой завывая, затем он наконец двинулся. Темная масса людей в слабом желтом пространстве качнулась влево и выпрямилась, уезжая прочь.

Воздух выходит паром, ногам уже холодно в кроссовках, а я стою, опираясь о колени, согнувшись, и не могу надышаться. Вот он, спертый воздух публичного транспорта, даже бредовое состояние вызывает, заставляя во всем углядеть нечто страшное и неприемлемое для нашей консервативной реальности. Наконец выпрямившись я целеустремленно замахал ногами, надо было пройти два квартала до дома".

А после него в том же, даже меньшем, объеме текста - с не самого позднего вечера и аж до утра:

"Кто-то за спиной кашлянул в ответ и я, громко взвизгнув, сделал антраша в воздухе. Куда улетела сигарета и моя шапка так и осталось неизвестным, зато открыл и закрыл я ворота в считаные секунды. А затем я оказался под одеялом, дрожа и корчась, у меня начался жар и тяжелая простуда. Пока я дождался мамы, которая зашла под утро в мою комнату, мне пришлось вытерпеть визиты Аделаиды, нашей черной кошки, которая заходила несколько раз и у которой оказались премерзкие блестящие глаза и хихикающий смех, который она не больно скрывала, понимая, что я уже все знаю. Под утро Аделаида..."

 

Дальше - я не поняла, это знакомство, чудо или основное задание? От этого будут меняться и последующие размышления по поводу моих ожиданий от текста.


Сообщение отредактировал Путешественник: 02 Январь 2020 - 04:58


#4 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 02 Январь 2020 - 13:51

Однажды поздно возвращалась на троллейбусе (или автобусе, не помню) домой. В салоне какая-то необычная тишина установилась, то ли просто все уставшие были. И вдруг на меня накатило чувство, будто я еду среди зомби. А за окнами - время нечисти. До того странно и забавно было. Ух, думаю, вот это основа для рассказа)) Но так и не написала.

 

Например, зачем сделано три апашки?

В кыргызской мифологии есть три разновидности ведьмы - жез кемпир, бабы Яги, если точнее. В тексте, жаль, отличия не показаны, но, если говорить честно, мало кто у нас в них вообще разбирается. Может, тут и просто "бог любит троицу" случилось?)

тогда как сам текст показался мне очень женским. Видимо, из-за обилия подробностей.

Набоков в гробу переворачивается   :P

 

А это и есть "во-вторых". Вспомнилось, как на одном литературном семинаре обсуждали, чем различаются подробности и детали. Детали двигают сюжет, а подробности его тормозят, замусоривают. Пока через подробности продерешься, да - восхитишься, как автор владеет словом и умеет писать красивости, но от сюжета отвлечешься и в динамике потеряешь. И если уж продрался, то впечатление остается, что прочитал что-то если не скучное, то занудное. Мне кажется, что если бы немного подчистить подробности, то стало бы живее.

Вот тут соглашусь частично. Дело в том, что когда автор старается писать витиевато, периодически сам становится заложником этого усердия - получаются речевые ошибки.

Вот, например:

 

Я не дождался чая и за машиной поехал лишь через две недели и полного выздоровления.

Через две недели и полного выздоровления. 

 

В начале тоже где-то глаз зацепился. 

 

Мне кажется, просто такие тексты нужно раз по десять редактировать, чтобы красота эта подозрения не вызывала и не цеплялась мелкими сучками. 

 

Но в целом, по мне, отлично просто. Во-первых, давненько из наших (КР) никто ничего подобного не писал на форумах, по такому стилю даже скучать начинаешь.

 

И как минька меня всё устраивает: ужастик, то ли в реальности состоявшийся, то ли возникший из-за высокой температуры ГГ.

 

А когда освободили, то в животе звучало «чылк-чылк». - От голода? -Нет, детеныш прижился.

:аплодисменты:  Блин, вот когда пожалеешь, что этимологии таких словечек кыргызских не знаешь, хоть в словарь лезь.)))

 

 

Даня, поздравляю, вещь стоящая, а подшаманить мы всегда успеем. ;)



#5 Аглая

Аглая
  • Amigos
  • 90 сообщений

Отправлено 02 Январь 2020 - 14:06

Спасибо, Путешественник! Не люблю говорить нелестные слова. Но здесь под каждым пунктом, означенным выше, подпишусь. 1. Диссонанс от того, что "женский" текст написан от лица мужчины. 2. "Красивости" и языковая проза - для меня не одно и то же. 3. Как говорят издатели: "Выбросите все подробности. И если текст от этого не пострадает, значит, они были не нужны, они ничего ему не добавляли".

Сообщение отредактировал Аглая: 02 Январь 2020 - 15:57


#6 Рыжая

Рыжая
  • Amigos
  • 523 сообщений

Отправлено 02 Январь 2020 - 17:15

Эх как жаль, что мы не в теме национального фольклора... Но спасибо Юлии - она немного разъяснила ситуацию.

Чего лично мне немного не хватило - ощущение возраста рассказчика. Молодой ли он юноша или, наоборот, человек в годах (но там мама чай подаёт). Ощущение "женственности" рассказа? Есть немножко. Особенно вначале на СТО. Честно говоря, даже я больше ГГ соображаю. Но потом мне показалось, что так и надо. Иначе как передать состояние ужаса у вполне взрослого человека? Однако я бы чувств чуть добавила имхо. Типа там что-то затекло, ужас сковал все члены, закрался под воротник и растёкся мурашками по позвоночнику. Т.е. ужаса как такового.



#7 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 02 Январь 2020 - 19:52

А у меня не возникло никаких противоречий - нормальный мужской текст. Мужчины разные бывают. Прямо вижу очень развитого, думающего, внимательного к деталям молодого человека :)

Есть картинка, множество метких метафор. Хотя метафор, к сожалению, переизбыток. Ну, как если пересолить, пересластить или перелить масла... Молодой Есенин, кстати, тоже этим грешил, но в более поздних стихах это пришло в норму.

 

Согласна, немало и стилистических ошибок - требуется редактура; но в целом очень образно и атмосферно.

 

В русском фольклоре подобное произведение называется быличкой.

 

в слабо освещенном упорном автобусе

 

Возблагодарив вселенную, что мне не пришлось уступать место и болтаться из стороны в стороны, подпираемый пухлыми куртками и пальто

 

Движение восстановилось, прерываемое лишь временами чьим-то судорожным, толчкообразным прорывом к выходу, через толпу.

Вот отлично, зримо!

 

Во всем этом шуме вокруг, создаваемом внешними звуками и тихим бубнежом в автобусе я уловил фразу, которая рыбьей костью впилась мне меж зубов,

 

будто волосатый таракан барахтался в недрах козьего сыра, чуть не попав в мою ложку, пока я продолжал есть несмотря на шевеление.

 

я сгорбил туловище буквой «с»

Здесь уже начинаешь, к сожалению, уставать от авторских метафор. Писала выше: когда чего-то слишком много, то начинаешь уставать и от хорошего, и талантливого :)

 

Они яростно шушукались, почти толкая друг друга сухими локтями в советских пальто.

Великолепно!

 

Мне стало немножко холодно и немножко плохо.

Интересно, веришь.

 

Первые фильмы с монстрами из ада и ожившими восковыми фигурами навсегда изменили мое восприятие мира, дав понимание, что в шкафах могут сидеть постукивающие ногтями куклы, под диваном лежат одноглазые тролли и у потолка притаились удушающие тени. Но все это с течением времени преобразилось, и более страшные вещи как экзамены, не отвеченные мысли на кого учиться и где потом работать, вкупе с плохими свиданиями, все это довольно быстро перечеркнуло мой инстинктивный страх перед темнотой.

Хорошее наблюдение, чуть с иронией, и так знакомо))

 

Я сделал руками движение, будто рассек воду, и выворачивая длинные ноги бросился к выходу, расталкивая всех. Я не хотел оглядываться, боясь увидеть белые глаза и злобные улыбки. Я не хотел костлявого пальца, пеняющего мне вслед за подслушивание.

Чуть бы подредактировать, но картинка отличная.


Сообщение отредактировал fotka: 02 Январь 2020 - 20:04


#8 Justa D

Justa D
  • Amigos
  • 1 340 сообщений

Отправлено 05 Январь 2020 - 16:50

Что хочется сказать по прочтению... Послевкусие осталось неоднозначное. Наверное потому что автор слишком уж наворотил в тексте "образности", с которой, на мой взгляд, стоит быть осторожней. Как со специями. Если в меру, они придают блюду особый вкус, а если нет... Все придёт с опытом ;) Главное, не останавливаться!




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Фэнтези и фантастика. Рецензии и форум

Copyright © 2024 Litmotiv.com.kg