Перейти к содержимому

Theme© by Fisana
 



Фотография

Неделя чуда. Жолокчу


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 11

#1 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 05 Январь 2020 - 13:58

Жолокчу*

Ему было уже под сорок, когда на свет появился Данис. Наследник. По-настоящему родился… Не умер в утробе, как двое детей от первой жены. Издал победный крик и послушно зачмокал у материнской груди. Аллам поцеловал замученную Гулийпу в лоб, отёр рукой испарину с её лба, легко прикоснулся к волосатой головке младенца, выпрямился над кроватью и осторожно заглянул жене в глаза. Та поняла сразу, облизнула пересохшие губы и, прикрывая тельце сына рукой, будто защищая от решения мужа, твёрдо сказала:

– Не надо, Ал… Не прощу…

 

 Не выдержал, опустил глаза, а затем сдержанно кивнул соседке, принимавшей роды, надел тулуп, ещё хранящий морозный уличный дух, и вышел во двор. Мимо хлопотавших возле уличной печки соседкиных мужа и сына. Холодно в горах зимой, а возле печки, если сидеть рядом, – тепло, только успевай подкидывать хворост. В казане варится шорпо, аромат уже чувствуется, глядишь, к вечера вся небольшая улочка соберётся у Аалама дома. К тому времени не только шорпо будет готов, сытный куурдак да устукан развяжет языки местным аксакалам, нажелают столько – на всю жизнь богатырю хватит. А пока надо подумать о важном…

 

Перекинулся парой слов с радостным соседом, словно у того, а не у Аалама сын родился, похлопал благодарно по плечу и пошёл к коню, раскуривая папиросу. «Не прощу», – еле слышно сказала Гулийпа, и внутренний голос согласился: «Сам себя не простишь…» Но выбор сделать – между традициями предков и собственным «хочу» – как же это тяжело…

 

Докурил папиросу (а ведь обещал бросить!), притоптал носком сапога и вскочил на коня, не медля дернул поводья и полетел. На станцию – позвонить родителям Гулийпы, обрадовать. В одиночество, в горы – крепко подумать. Не сделать сегодня обещанного когда-то отцу – не сделать никогда. Летел, а сам нет-нет, да и щупал рукой правый карман. Ждала своего часа трубка, запечатанная три года назад, не простая, несущая смерть или дар – как повезёт… Как повезёт…

 

Проехал мимо станции Аалам, остановил коня у дамбы, спешился. И зарыдал. От счастья, от благодарности. И от страха. За будущее…

 

 

В своей семье Аалам был младший. Двое их осталось, детей – Ал и Сайкал. Но не потому что послевоенные голодные годы высасывали жизнь из более здоровых и крепких, чем младенцы, – в семье Темирбая так должно было случиться: выжить мог только сильнейший. Настоящий жолокчу. Сестрёнка Сайкал хоть и не умерла, а от яда, которым отец смазал губы ей, новорожденной, чахла всю свою жизнь. Слабая была, как сухой качим*, подует сильный ветер – и уже на ногах еле стоит, готовая последовать за воздушным порывом. Какие ей поездки с таким-то слабым здоровьем?

 

Перед рождением Аалама отец много молился, просил милости тому, кто должен был, обязан сохранить древнюю традицию – стать защитой пастухам от ненавистного клеща-жолока. Когда дохнет всё стадо – голод и нищета набрасываются на семью, поэтому нужен был жолокчу в горах как посланник свыше, как защитник, как сам древний бог.

 

И услышал Создатель мольбы – выжил мальчик. Заплакал лишь, ощутив на дрожащих губах вкус не материнского молока – отравы, разбавленного водой смертоносного порошка. Уснул, словно потерял сознание, а утром закричал, требуя себе внимание, тепло и еду.

Шесть лет было Ааламу, тогда отец впервые взял с собой, испытать дар. Запомнилось мальчику, будто ехали они в сопровождении трёх встревоженных чабанов, целую вечность. Засыпал, привалившись к отцовской груди и придерживаемый крепкой рукой, просыпался – вокруг те же горы и редкие юрты. А приехали – встретили их, словно самых дорогих гостей. И до этого гордился Аалам отцом, а тут и вовсе за святого почитать начал. Но Темирбай в этот раз, после молитвы, подвинул чашу с водой к сыну и кивнул, мол, давай сам, балам.

 

И Аллам набирал в рот воду – и брызгал на овец. Их было так много, что щёки устали, но «балам» мужественно, чувствуя на себе взгляд отца, всё выдувал и выдувал из себя водопады становившейся волшебной во рту воды. На овец, на землю под ногами, где тёмных жолоков и вовсе не разглядеть…

 

А после была тревожная ночь: мужчины бдели, тихонько переговариваясь за досторконом, и только дети, все, кроме Аалама, крепко спали, уложенные на мужской половине юрты. Виновник тревоги сам то проваливался в сон, то, всхрапывая, просыпался и поднимал голову, вглядываясь в задумчивое лицо отца. А утром, когда солнце присело на макушку горы, наконец, появился радостный хозяин в юрте:

 – Суйунчу*, Темирбай-ата! Достойного сына вырастил!

 

И всех, даже детей, весть подняла с тошоков, вынесла из юрты – смотреть, как за ночь поопадали осенними листьями жолоки с овец, обрызганных вчера ааламовской водой. Так шестилетний мальчик стал жолокчу.

 

 

Спустя двадцать лет свидетелем такого же чуда стала первая жена Аалама. Привезли покусанного клещами. Давали лекарства – не помогало, в горную реку опускали, чтобы сбить температуру – и это не помогло, умирал человек. Только лишь когда Аалам побрызгал на умирающего, задышал утром тот ровно, выздоравливая. Но не захотела радоваться и гордиться мужем жена – побледнела, схватилась за жердь и застонала, еле сдержалась не завыть при гостях, опозорить. Месяц назад выкинуло её чрево второго малыша, не успел тот окрепнуть и родиться. Как и первый. Грешила на себя и на тяжёлую работу в совхозе. А тут словно прозрела.

 

– Не я виновата – ты! – выплюнула обидные слова мужу в лицо, когда вернулись домой. – Весь насквозь ядом пропитан. И чего б от твоей слюны клещ подыхал? Убил твой яд наших детей…

 

На следующий день уехала к родителям. Остался Аалам снова один. Но не ругал жену, пожалел и простил. Да и кто ж знает, вдруг права была?

И не хотел – женился снова. Молчаливая, знающая цену слову, улыбчивая и милая Гулийпа спустя пятнадцать лет растопила сердце одиночки. А может, время тогда такое было? На стройке не заскучаешь. Тут камни и землю возить надо, раствор месить, технику осваивать – некогда о грустном думать. Так вместе и построили Камбаратинскую дамбу, с тысячью других, таких же верящих в то, что человеку всё подвластно – укротить воду, заставить подавать электричество в каждый дом.

 

 

И вот теперь стоял Аалам у этой дамбы, вертел в руках полую баранью кость, внутри которой тихо позвенивал, пересыпаясь, порошок, словно песок внутри рукотворной детской погремушки. Стоял Аалам и смотрел на воду, несущуюся, как и тысячи лет назад, вперед, а сегодня натыкающуюся на плотину и толкая лопасти гидротурбины, продолжая двигаться и пытаясь взять своё – ускользнуть от человека, остаться собой.

 

«Вот и человек, ­– думал Аалам, – однажды встречает свою плотину. Можно скакать, не оглядываясь, как встарь, наши отцы, пересекали долины по наезженной дороге в поисках лучшей доли. А можно пожертвовать своей свободой – и дать другим свет. Жизнь. Не забрать, а дать…»

Промозглый ветер обнимал Аалама, превратив слезу, что не успела смахнуть рука, в льдинку. Тоже вода, только усмирённая.

 

Замахнулся рукой Аалам, чтобы выбросить кость с заточенным в ней порошком семи жолоков, пожравших друг друга, – и не выбросил. Пусть, на память будет. Да и негоже воду травить: работает она, старается, так за что же её?

 

А пока нужно было ещё на станцию заехать, напомнил себе молодой отец, обрадовать родителей жены и огорчить своего отца. Может, и родится ещё жолокчу. Если нужен будет своему народу, обязательно появится! Потом – домой, кормить жену шорпо, чтобы у сына молока была вдоволь, у жены – сил.

 

Будто камень упал с сердца. Легко стало и весело. Закричал Аалам горам:

– Сы-ын у меня родился! Сы-ы-ын!

 

Горы только улыбнулись шёпоту: говорливая речка заглушила и эту большую радость маленького перед природой человека

 

 

-------------------------------------------------------------------------------

*Жолокчу. Глава написана по мотивам статьи Тайтуре Батыркулова (род. в 1922 году, дата смерти автору не известна), азиатского спецкорреспондента журнала «Вокруг света», - статья «Жолок и жолокчу», № 1, январь 1991 г.

 

*Качим - или Гипсофи́ла, или Гипсолю́бка (лат. Gypsóphila), — род цветковых растений семейства Гвоздичные (Caryophyllaceae). Многолетние или однолетние, часто сильно ветвистые травы, редко небольшие полукустарники, образует в числе прочих так называемое «перекати-поле». (Википедия)

 

*Суйунчу – радостная новость (кырг).

 

*Аалам - имя переводится как "вечность". (тюрк)

 



#2 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 05 Январь 2020 - 14:02

Статью Тайтуре Батыркулова прочитала ещё в лохматом 91-м, наверное. Может, и в журнале "Вокруг света", который выписывал отец, а может и в газете "Слово Кыргызстана" чуть позже. Где-то в папке лежит вырезанная статья. Берегла долго, словно верила, встанет на своё место эта история.

 

А статья Тайтуре в Интернете тоже есть, не убавить - не прибавить, всё отлично рассказано, поэтому и страшно было. Как её переделать, чтобы не повториться? Вот поэтому и тянула, а тут как по маслу пошло. Не исключаю, конечно, что-то переделается, с помощью читателей. Что непонятно будет - добавлю.

Спасибо заранее. :)



#3 Garrincha

Garrincha
  • Amigos
  • 316 сообщений

Отправлено 05 Январь 2020 - 15:36

Хм...задумался...



#4 Justa D

Justa D
  • Amigos
  • 1 340 сообщений

Отправлено 05 Январь 2020 - 16:09

Я не поклонник этнографии и, признаться, начинал читать с настороженностью. За годы после парада суверенитетов наелся "народностью" по самое не хочу - благодаря возвращению стран экс-СССР к национальным истокам. Но тут, как оказалось, ошибся! И, однако, приятно ошибся! Достойная история, интересный рассказ.

#5 Путешественник

Путешественник
  • Amigos
  • 220 сообщений

Отправлено 05 Январь 2020 - 19:13

Жизнь гораздо фантастичнее, чем мы можем себе представить. Жуткий и необходимый обычай. 

Рассказ заставил меня найти исходную статью.

За душу берет. Спасибо.



#6 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 05 Январь 2020 - 19:20

, здорово!

 

Меня, в отличие от Джасты, национальный колорит не отпугнул - наоборот, скорее привлек.

Во-первых, знаю, что чернухи не напишешь :) Во-вторых, очень грамотно построено повествование: сразу в первом же абзаце появилась загадка, за которую зацепилась - а значит, читала, не отрываясь, до конца.

 

И переживания героя, пытавшегося найти компромисс между обычаями, любовью к жене и сыну, чувством долга - причем сразу в двух мирах. Ведь герой живет сразу в двух мирах, и перед каждым у него есть долг....

 

Концовка отличная:

Будто камень упал с сердца. Легко стало и весело. Закричал Аалам горам:

– Сы-ын у меня родился! Сы-ы-ын!

 Горы только улыбнулись шёпоту: говорливая речка заглушила и эту большую радость маленького перед природой человека

Тут ощущаешь, как и камень с души упал, и что счастлив, и картинка отличная: сколько горы слышали всякого...

 

А еще без перевода поняла слово  :P

 – Суйунчу


#7 Аглая

Аглая
  • Amigos
  • 90 сообщений

Отправлено 05 Январь 2020 - 19:55

Ай, как хорошо-то, как замечательно)) Будто сама эту историю прожила. Каждой строчке верю. Все чувствую, все вижу. Вспомнила, как Чингиза Айтматова в школе читала! Уж не знаю, какими ассоциативными коридорами привёла меня к нему автор. А, значит, автору - поклон. Захотела увидеть Вашу страну)) Много где была, вот сейчас ноги в Индийском океане мочу. А гор Кыргыстана не видела... хочу видеть эти горы!! Спасибо!!!

#8 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 05 Январь 2020 - 20:58

А еще без перевода поняла слово 
Yuliya Eff сказал(а)  – Суйунчу

 

Мысленно я посвятила это предложение тебе.  :P  Честно-честно)))) 

 

 

 

Уж не знаю, какими ассоциативными коридорами привёла меня к нему автор.

Ассоциация одна - имя Айтматова)) И, к сожалению, за рубежом мало  известны другие, не менее талантливые, имхо, имена.

Очень люблю Мара Байджиева. А его рассказ "Мой хлеб" вообще, считаю, должен быть включён в школьную программу.

 

Вот, на досуге: http://www.literatur...ticles/?aid=366 Обалденная вещь.

 

Всем спасибо за добрые слова. Мой внутренний критик одобрил содеянное, поэтому ваши слова вдвойне западают в душу.  :rolleyes:


Сообщение отредактировал Yuliya Eff: 05 Январь 2020 - 20:59


#9 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 05 Январь 2020 - 21:01

Чзх... Первый раз такое вижу... "Вопрос не решён", "лучший ответ"... Форумные чудеса... Забыла отключить  фичу "Лучший ответ" и на тебе ... О_О



#10 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 05 Январь 2020 - 21:25

Мысленно я посвятила это предложение тебе.  :P   Честно-честно)))) 

А я и поверю! Приятно  :P

 

Чзх... Первый раз такое вижу... "Вопрос не решён", "лучший ответ"... Форумные чудеса... Забыла отключить  фичу "Лучший ответ" и на тебе ...

Да-а-а... А красота-то какая!  :o

Смущает только, что вопрос не решен  *%)

Век живи - век учись  :lol:


Сообщение отредактировал fotka: 05 Январь 2020 - 21:27


#11 Рыжая

Рыжая
  • Amigos
  • 523 сообщений

Отправлено 19 Январь 2020 - 22:46

Я почему-то прошла мимо этого рассказа... Чудеса да и только.

Горы... Кто не был в горах, не поймёт. А кто был - снова вернётся и прочувствует.

Много писано и читано про предрассудки, но вот закончить своё повествование на позитивной волне - зачёт по всем статьям!



#12 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2020 - 21:49

К итогам года.

Рассказ опубликован в № 19 альманаха "Полдень".

Прикрепленные файлы






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Фэнтези и фантастика. Рецензии и форум

Copyright © 2024 Litmotiv.com.kg