Перейти к содержимому

Theme© by Fisana
 



Фотография

Черный квадрат тети Нины


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3

#1 Кит

Кит
  • Новичок
  • 47 сообщений

Отправлено 19 Август 2013 - 22:11

С тетей Ниной меня познакомила жена. Они кошек вместе подкармливают. Чокнулись на этих кошках. Не дай бог, косточку в ведро выбросить, не оберешься потом от моей.
– Что сложно было в пакет положить, знаешь, какие они голодные?! – и так несколько раз в неделю.
И дочку с собой тащит кошаков кормить. Говорит, пусть учится добро делать. Иначе, мол, вырастет вся в отца. Смешно, потому что Машка и так вся в меня. Такая же неблагодарная и также вещи по квартире разбрасывает. И спать нас с Машкой вовремя не уложишь, а утром опаздываем: Машка в садик, я на работу. И кошек этих дочка, как и я, не очень-то любит. Сказала даже не так давно:
– По-моему, папочка, они вовсе не несчастные, просто очень вшивые и ничейные.
Я согласился. Хотя уж кому-кому, а мне бы молчать. Меня ведь самого, как тех кошаков, жена спасла. Только не от голода, а от «ничейности». От крайней «ничейности».
Ну да речь не обо мне, а о тете Нине. Сколько ее знаю, одна живет. Возраст не уточнял, но выглядит дрянно: центр тяжести смещен вперед, в волосах и зубах большая убыль, при ходьбе издает хруст. Вот так на улице встретишь: пальто с каракулем, сапоги стоптанные, берет мохеровый, сроду не подумаешь, что перед тобой художница. Да не какая-нибудь, а талантливая, известная, ее картины в Европе продают. Правда, как все художники, тетя Нина немного сумасшедшая.
Я, когда впервые у нее дома оказался, офигел. Рисует, как Бог. Ну если, Бог, конечно, рисует. Но что на картинах, понять невозможно. Там все наоборот. Песок, звезды, море – живые, а люди – мертвые. Настолько у них равнодушные лица. И вытворяют они странности: стреляют по часам, отрезают себе пальцы на руках или делают харакири, только из живота вместо кишок буквы вываливаются. Я захожу к тете Нине то штапик прибить, то смеситель отремонтировать, то картошку из подвала занесу. В общем, забегаю на пару минут, чтобы по хозяйству помочь (жена просит), а пропадаю на час: картины рассматриваю. В живописи ни хрена не понимаю, но оторваться просто сил нет. И ухожу потом от тети Нины другим – не лучше, не хуже, просто другим.



Холсты меняются: тетя Нина рисует новые, прежние увозят на выставки, некоторые она дарит (и у нас одна картина есть), и только квадрат всегда на месте. Черный квадрат. С виду ничем непримечательный.
– Только с виду, – объяснила как-то тетя Тоня. – И это не совсем квадрат. Ты про квадрат Малевича что-нибудь слышал?
Я знал вот что: был такой Казимир Малевич, который нарисовал черный квадрат, красный квадрат, черный крест, потом вроде еще несколько квадратов, и вся эта геометрическая хрень называлась кубизмом.
– Не кубизмом, – рассмеялась тетя Нина. – А супрематизмом. Но это долго объяснять (наверное, по моему лицу догадалась, что мне по барабану отличие кубизма от супрематизма). Я лучше расскажу о том, что на самом деле нарисовал Малевич.
– И что же? – спросил я.
– Изначально Малевич изобразил не черный квадрат. А нечто совершенно другое. Что именно неизвестно. Но первичный слой картины был разноцветный. А потом у Малевича умер от тифа сын. После этого художник покрыл полотно черным цветом. Но это не черный квадрат. Это тоннель, который ведет к тому, разноцветному изображению. И многие сам тоннель видят, а что в конце – нет. Малевич не захотел это показывать всем. И я тоже не хочу.
Я подошел к картине и начал всматриваться. Сначала был только квадрат. Обычный. Примерно 80 на 80 сантиметров. Но через несколько минут появился объем и этот самый тоннель. В конце что-то было. Не свет. Но движение. И еще я четко почувствовал, что на меня смотрят. Из другого конца тоннеля. Еще добрых полчаса я разглядывал картину, но больше ничего не произошло.
– И не может произойти, – сказала тетя Нина. – Это мой тоннель, только я вижу, что там. Там прошлое, которое я хочу помнить. Не все, а определенный момент. У тебя до жены и Машеньки было прошлое?
Я кивнул – конечно.
– Там тоже было что-то хорошее. Ведь так?
– Было.
– Скучаешь иногда?
– Случается, – признался я.
– Ну вот и я скучаю. Исправить ничего нельзя. А хоть на пару минуток вернуться туда можно. Через тоннель.
На этом разговор о квадрате и закончился. Больше мы к этой теме не возвращались. Я, конечно, пытался, заходил издалека: расспрашивал о Малевиче, о русском авангарде, о ценности «Черного квадрата». Тетя Нина охотно отвечала, но как только я переключал внимание на ее картину, умолкала и находила какое-нибудь срочное дело, или просто садилась рисовать, давая понять, что не желает более говорить.
Признаюсь, квадрат заинтересовал не на шутку. И теперь, когда жена отправляла к тете Нине, я быстренько прибивал-ремонтировал, а потом подолгу разглядывал тоннель – что же там?



Вслед за квадратом заинтересовала и сама тетя Нина. Талантливый человек, а живет очень скромно, можно даже сказать, перебивается.
– Слушай, ты рассказывала, ее картины дорого стоят, – решил расспросить жену. – Куда она деньги-то девает? На книжку?
– Да стоят-то дорого, только ей с продажи хрен да маленько достается. Обманывают тетю Нину. Объясняют, что типа очень накладно выставку устроить: аренда, реклама, те же транспортные, в общем, сплошные расходы, и прибыль себе в карман складывают. А ей копейки перепадают, – жена вздохнула. – Но тетя Нина не спорит, берет, что дают. Человек она такой. Говорит, буду спорить и этого не заработаю, а так хоть немного внучке помогаю. И кошки опять же. Понимаешь?
– У нее внучка вроде как в Германии, – припомнил я.
Внучка действительно жила в Германии. Выскочила замуж за немца и теперь высылала тете Нине посылочки с мармеладом и ждала денежных переводов.
– А ты ее не осуждай. Пробьется еще, молодая, – одернула тетя Нина, когда я заговорил о российско-германских отношениях. – На вот мармелад. Вку-у-усный.
Я съел и поморщился – синтетическое дерьмо. Тетя Нина продолжила:
– Или думаешь, мне не хватает? Так пойдем, я тебе кое-что покажу. Пойдем, пойдем, – и потянула за руку.
Я послушно потопал за ней на кухню.
– Смотри, – и распахнула холодильник. – Вот икра, вот еще икра, вот колбаса, вот для кошек.
Одна икра оказалась фальшивой красной, другая настоящей кабачковой. «Колбаса» – колечком «Печеночной», свернувшимся в углу. И только «для кошек» едва умещалось в кастрюле и пахло, мягко говоря, не очень.
После беспристрастного осмотра содержимого холодильника я сделал вывод: связь «внучка-мармелад-бабушка-деньги-внучка» была очень прочной. Такую сам черт не разорвет.
Однажды я спросил тетю Нину о детях, о муже, которые тоже вроде как должны оказывать гуманитарную помощь внучке, но она отмахнулась – нет никого, только внучка, и не напоминай. Такой вот человек.



Квадрат не открывал свою тайну. ОТТУДА смотрели, но показываться не желали. Однако кое-что я все-таки выяснил. Машка помогла. Жена стряпала пироги и попросила угостить тетю Нину, а заодно с дочкой погулять.
– А то путаетесь под ногами, убираться мешаете, – сказала.
Тетя Нина живет в доме напротив, но мы с Машкой шли до нее больше часа. Это все турники виноваты. Сначала Машка показывала, как умеет висеть вниз головой, а потом я, как умею подтягиваться. После обсуждали Машкины детсадовские проблемы и совершенно забыли про пироги. А когда вспомнили, Машка захотела их съесть.
– А тете Нине что принесем? – спросил я.
– А давай к ней вообще не пойдем? – предложила Машка.
– Э-э, нет. Мама будет ругаться. Давай все-таки пойдем. И потом, у нее же картины.
– Картины? – оживилась Машка. – Чего ж ты сразу не сказал?! – и даже побежала.
Пока тетя Нина возилась с чаем, мы рассматривали новые работы. У Машки глаза стали круглые-круглые. Она вертелась перед картинами и так, и сяк и ничего не могла понять. Но было видно, что она в восторге. Как и я.
– Машунь, а ну-ка иди сюда, – я стоял напротив квадрата. – А эта нравится?
С минуту она внимательно глядела на картину. А потом кивнула:
– Да. А у тебя есть такая же? – и показала руками над головой невидимую шапку. – С блестючкой?
– Что такая же? – не понял я.
– Как у дяди. Ну такая…
– У какого дяди?
– Вот у этого, – и указала на квадрат.
– Ты видишь там дядю?! – удивился я. – А еще, еще что?!
– Еще мальчика. Его дядя за руку держит.
– Чай готов. Идите сюда, – позвала тетя Нина.
Дома я Машку переспросил:
– Точно? Дядя и мальчик? Не врешь?
– Сам ты врешь, – обиделась Машка. – Говорю, мальчик и дядя в такой… ну с блестючкой. Ты что, сам не видел?
Через несколько дней мы смотрели фильм про войну.
– Вот! Такая же, как у дяди на картине! – и показала на фуражку.
Если верить Машке, получалось, что в конце тоннеля стояли военный и мальчик. Конечно, я догадывался, кем могли приходиться тете Нине эти люди. И, наверное, надо было спросить у нее напрямую. Но, я был уверен, не рассказала бы. С женой тетя Нина тоже не откровенничала. А разгадать тайну квадрата очень хотелось.



Был у меня знакомый мент. К нему и обратился. Про квадрат, конечно, ни слова. Он бы просто посмеялся. Поэтому соврал, что теща разыскивает двоюродную сестру и назвал фамилию тети Нины. И еще, что она, скорее всего, в Минске. По крайней мере, раньше там проживала. Тетя Нина как-то обмолвилась, что прежде жила в Минске, а потом переехала.
– Во даешь, у меня работы по горло, а тут тебе тещиных сестер ищи, – нахмурился он. – Не гарантирую, что скоро. Тебе ж не к спеху?
Я заверил – подожду, нет проблем. И пообещал пятизвездочное вознаграждение.
Через несколько дней я встретил тетю Нину на улице, она сидела на лавочке и кормила ротанами довольно-таки толстого кота. Он съел несколько штук, а потом запрыгнул на скамейку, ловким движением сунул лапу в пакет с рыбой, подцепил самую крупную и был таков. Глядя на этого говнюка, мне стало противно. От самого себя. Я тоже полез в «чужой пакет». Все-таки, любопытство херовая штука.
Вестей из Минска не было больше месяца. Я очень надеялся, что знакомый забудет про мою просьбу. Но он не забыл.



– Осталось найти, где сейчас живет. В Минске проживала до апреля 94-го. Потом уехала, – сообщил. – Была замужем за военным, подполковником. Был сын.
– Ладно, спасибо. С меня причитается, – я хотел повесить трубку.
– Да подожди ты. Тут такая история. Сын изнасиловал девчонку, малолетку. Сам здоровенный лоб, а девчонке двенадцать лет. Да как все произошло. Домой затащил и давай измываться. А тут отец приехал, документы какие-то забыл. В общем, сам все увидел. Девчонка убежала. Звали ее Лиза Ивашкевич. Сестра одноклассника. Вот ведь ублюдок какой, сестру одноклассника… Короче, подпол сынка застрелил. Из охотничьего ружья. Потом сам. Понимаешь, военный...
– А мать где была?
– На выставке в Москве. Она художник. Может и сейчас, не пробивал пока.
– И не надо, – попросил я. – Тещина сестра сама объявилась. Спасибо. С меня магарыч, – и попрощался.



После этого я полгода под любым предлогом избегал приходить к тете Нине. Стыдно было. Но пришлось, жена насела: что-то с выключателем, делай и все тут.
Починил. Тетя Нина радостная: столько хорошего за день: и за картины выплатили, и выключатель снова работает, и внучка из Германии посылку прислала.
– С мармеладом? – спросил я, хотя и не сомневался.
– Да. На вот, угостись.
Взял. Не возьми – обидится ведь.
– Ну и как там внучка?
– Лизочка? Да хорошо, ребеночка ждет. У нее муж очень хотел ребеночка. И она тоже. Бери еще, а я пока морсику принесу. У меня сегодня такой морс…
Я подошел к квадрату. Путь назад. Или вперед. Если они там, может быть это путь вперед. Как знать.


Сегодня лежу вот, не могу уснуть. Всякое думается. Пойду покурю на балкон. У тети Нины горит свет. На улице орут кошаки. Надо завтра купить им рыбы. Не из-за вшивости, не из-за ничейности. Просто так…

#2 Antimat

Antimat
  • Администраторы
  • 4 466 сообщений

Отправлено 20 Август 2013 - 13:56

Изменила свое мнение о квадрате Малевича. %)

Прочитала вчера, с удовольствием и, как обычно, в китовых работах - каждое слово.)) Автор сумел удержать меня от и до, отдельное спасибо за небольшой объем: почему-то не могу читать в последнее время простыни. А так все кратко, по делу, сюжетно завершено. Герои трогательные и живые. Как обычно, автор вел меня эмоционально - от брезгливости, до мистического любопытства - и к сочувствию.

Я хочу книгу автора. :( И... ещё рассказов. :)

#3 Кит

Кит
  • Новичок
  • 47 сообщений

Отправлено 20 Август 2013 - 20:38

Изменила свое мнение о квадрате Малевича. %)

Прочитала вчера, с удовольствием и, как обычно, в китовых работах - каждое слово.)) Автор сумел удержать меня от и до, отдельное спасибо за небольшой объем: почему-то не могу читать в последнее время простыни. А так все кратко, по делу, сюжетно завершено. Герои трогательные и живые. Как обычно, автор вел меня эмоционально - от брезгливости, до мистического любопытства - и к сочувствию.

Я хочу книгу автора. :( И... ещё рассказов. :)


Спасибо. У Кита мало время, чтобы писать простыни. Сейчас размещу рассказ из разряда профессиональных, т.е. о конкретной профессии и не только о ней)))

#4 scyrlin

scyrlin
  • Amigos
  • 441 сообщений

Отправлено 20 Сентябрь 2013 - 10:11

Кит, привет! С удовольствием прочитала! Мне очень нравится то, как ты пишешь - не знаю, стиль это или что. Такое ощущение создается от твоих рассказов, как будто ты рассказываешь их своим близким друзьям где-то на кухне. И вот я читаю твой рассказ, и представляю себя там, на кухне, или в зале, нас  несколько - твоих друзей - мы покушали только что, и ты начал рассказывать эту странную историю про странную тетю Нину - и ты классный рассказчик, из тех, которые даже голоса меняют во время рассказа, чтобы идентифицировать того или иного героя.) Спасибо за это.)






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Фэнтези и фантастика. Рецензии и форум

Copyright © 2024 Litmotiv.com.kg