Перейти к содержимому

Theme© by Fisana
 



Фотография

Несколько определений. Легенды и предания в литературе


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 10

#1 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 31 Октябрь 2013 - 14:46

Легенда - поэтическое фантастическое сказание. Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице. Делятся на исторические и религиозные.

 

Предание, в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, П. при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации; П. сближается со сказкой и легендой, хотя вымысел в нём отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес. Не замыкаясь в рамках бытового повествования, П. включает общественные мотивы.

 

Различают П. исторические (например, о Жанне д'Арк, Иване Грозном, А. В. Суворове) и топонимические (о происхождении названий, например, городов: Парижа от Париса, Киева от Кия).

 

Широко использовались в древнерусской литературе, в произведениях А. С. Пушкина, Н. С. Лескова, П. П. Бажова и др.

 

 

Под Священным Преданием подразумеваются те сведения и канонические положения, исповедуемые историческими церквами, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом Завете; включает в себя каноны, авторизованные церквами литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также церковные обычаи.

 

Из повести белорусского писателя Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха»:

«Вы, наверное, знаете, что все легенды можно разделить на две большие группы. Первые живут повсюду, среди большей части народа. В белорусском фольклоре это легенды об ужиной королеве, о янтарном дворце, большая часть религиозных легенд.

А вторые, словно цепями, прикованы к какой-нибудь одной местности, уезду, даже деревне. Их связывают с диковинной скалой на берегу озера, с названием дерева или урочища, с только одной, вот этой, пещерой. Само собой разумеется, такие легенды умирают быстрее, хотя они иногда намного поэтичнее общеизвестных, и, когда их напечатают, они пользуются большей популярностью».



#2 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 31 Октябрь 2013 - 14:51

Фамильные предания

 

Что такое фамильная летопись?

 

Структура фамильной летописи (родословной книги) содержит в себе историю поколений, вписанную в контекст истории того или иного государства, биографические данные, рассказы и воспоминания представителей семьи.

Сама фамильная летопись представляет собой не только ценнейшее свидетельство, но и увлекательный рассказ славных и героических дел представителей фамилии. Такой рассказ, несомненно, вызовет интерес не только у членов семьи, особенно представителей молодого поколения, но и друзей семьи. Копии документов целесообразно представить в приложение, которое образует семейный архив.

Зачем нужна фамильная летопись?

Знание своих корней всегда считалось признаком высокой культуры человека. И наше время не исключение. Фамильная летопись – предмет гордости целого рода, один из важнейших элементов воспитания достойного поколения на примерах славных и героических дел представителей фамилии.


Сообщение отредактировал fotka: 31 Октябрь 2013 - 15:00


#3 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 31 Октябрь 2013 - 14:59

Легенды и предания в художественной литературе

 

Несколько примеров:

 

Первое, что вспомнилось - повесть  Артура Конан Дойла "Собака Баскервилей".

Ну, тут без комментариев - все и так все знают и помнят  :)

 

Затем - его рассказ "Обряд дома Месгрейвов"

 

Краткое содержание (взято из Википедии)

 

Бывший знакомый Холмса по колледжу Месгрейв обращается к нему по поводу загадочных событий, происходящих в его замке. На днях его дворецкий Брантон был замечен просматривающим семейный документ, названный «Обрядом дома Месгрейвов». Рассерженный хозяин хочет немедленно уволить дворецкого, но последний просит дать ему месяц для добровольного ухода во избежание крупного позора. Месгрейв разрешает Брантону остаться на неделю, но на следующий же день преступник пропадает при очень странных обстоятельствах: и вещи, и деньги дворецкого остались на своих местах. Служанка, у которой в прошлом был роман с пропавшим, ведёт себя очень странно и, по видимому, тронулась рассудком. Холмс, приехав в дом Месгрейва, узнаёт, что и сумасшедшая служанка тоже пропала, а её следы обрываются у озера. Тщательно проверив озеро, сыщик обнаруживает мешок с обломками старого заржавленного потерявшего всякий вид металла. Холмс считает, что документ, которым интересовался дворецкий, имеет важное отношение к этому делу, так как последний рисковал хорошей работой, когда шёл на преступление. Исследовав документ, Холмс видит в нём зашифрованные указания на некое место.

Пройдя к этому месту, Холмс, Месгрейв и два полисмена видят в подвале дома тяжёлую каменную плиту. Отодвинув её, они обнаруживают пустой сундук и мёртвого дворецкого. После этого Холмс строит цепочку рассуждений. Брантон был обручён со служанкой, но, встретив другую женщину, он бросает служанку. Узнав о сокровищах, дворецкий захотел их заполучить и ему потребовалась помощь. В качестве помощника дворецкий выбрал служанку, так как его нынешняя партия была очень слаба после болезни. Во время совершения преступления полено, поддерживающее каменную плиту, по каким то причинам выскакивает, и несчастный дворецкий оказывается замурованным в каменном мешке. Не в силах в одиночку приподнять каменную плиту, он погибает от асфиксии. Холмс предполагает, что поддерживающее полено выбила служанка, затаившая обиду за прошлое, но, тем не менее, не исключает и факта случайного захлопывания ловушки. Пытаясь скрыть преступление, служанка положила содержимое сундука в мешок, выбросила его в озеро и сбежала.

Холмс просит показать ему мешок, который нашли в озере. Он достаёт оттуда россыпь старых монет, драгоценных камней и погнутый тусклый обруч. Это оказывается Великая Диадема, которая принадлежала правой руке короля Карла I в XVII веке, предку Месгрейва. Так заканчивается история, которую Конан Дойль назвал «Обрядом дома Месгрейвов».


Сообщение отредактировал fotka: 14 Ноябрь 2013 - 16:54


#4 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 14 Ноябрь 2013 - 14:42

Повесть Владимира Короткевича "Дикая охота короля Стаха"

 

Действие повести происходит в конце XIX века. Молодой учёный-фольклорист Андрей Белорецкий, сбившись с пути во время бури, попадает в родовой замок Яновских — Болотные Ялины (Болотные Ели). Его принимает хозяйка замка, Надея Яновская, последняя представительница своего рода. Она рассказывает Белорецкому, что род Яновских проклят из-за предательства, совершённого её предком, Романом Старым, на двадцать поколений. Надея — представитель двадцатого поколения, она ожидает скорой смерти, с которой прекратится и род Яновских. Она рассказывает о призраках, появление которых предвещает её гибель — Дикой охоте, Малом Человеке, Голубой Женщине.

Белорецкий остаётся в замке, чтобы защитить Надею и распутать клубок событий. Он видит Малого Человека — существо небольшого роста, с очень длинными пальцами, которое заглядывает в окна по ночам; Голубую Женщину, сошедшую со старинного портрета, на которую Надея очень похожа. Постепенно Белорецкий знакомится с остальными жителями — родственниками Яновской Светиловичем, Берманом, Дуботовком, охотником и следопытом Рыгором. В один из вечеров на болоте его преследует Дикая охота — группа молчаливых всадников на конях, которые скачут бесшумно, свободно передвигаются по трясине, делают огромные прыжки и оставляют следы старинных подков. Белорецкий чудом успевает укрыться в замке и с удвоенной энергией продолжает поиски людей, скрывающихся за Дикой охотой. Вместе с Рыгором они раскрывают тайну гибели отца Надеи, загнанного в болото Дикой охотой за два года до приезда Белорецкого. Постепенно они раскрывают и тайну Дикой охоты — её организовал Дуботовк с целью довести девушку до сумасшествия или смерти и завладеть замком. Все всадники подкараулены и убиты местными мужиками, лошади — представители вымирающей породы дрыгантов — утонули в болоте. Исчезают и призраки замка. Малый Человек оказывается братом Бермана, умалишённым калекой, которого Берман выпускал из потайных коридоров, а Голубая Женщина — самой Надей, которая бродит по замку во сне.

Белорецкий женится на Яновской и увозит её из Болотных Ялин. Со временем она излечивается от постоянного страха и лунатизма, у них рождается ребёнок.


Сообщение отредактировал fotka: 15 Ноябрь 2013 - 14:27


#5 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 14 Ноябрь 2013 - 14:48

роман Владимира Короткевича "Черный замок Ольшанский"

 

История уходит корнями в глубокую древность - в XVIII век. В те далекие смутные времена князь Ольшанский крадет казну и драгоценности повстанцев, но таинственным образом исчезает, оставив манускрипт, в котором указано местонахождение сокровищ. 
Палеограф и писатель Антон Космич находит пергамент с шифрованным указанием о спрятанных в подземелье Ольшанского замка сокровищах. Но эти сокровища ищет и последний отпрыск рода Ольшанских, сотрудничавший в годы войны с фашистами... 
Тайна манускрипта будет открыта, но какой ценой... 
 


Сообщение отредактировал fotka: 14 Ноябрь 2013 - 15:08


#6 Antimat

Antimat
  • Администраторы
  • 4 466 сообщений

Отправлено 14 Ноябрь 2013 - 21:03

fotka, позавчера, кажется, смотрела по Первому передачку с екстрасенсами. Задрали немного,  что-то часто слишком их показывают. Но вот интересный факт узнала, что у Любови Орловой была некая семейная реликвия, старинная типо магическая книга. Разумеется, нифига не понятно, что и где, но екстрасенс был убедителен.

Интересно в любом случае.

 

зы. спасибо за интересный материал. :)



#7 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 14 Ноябрь 2013 - 21:04

Повесть Оскара Уайльда «Кентервильское привидение»

 

Замок Кентервиль, над которым тяготеет древнее проклятие в виде привидения сэра Симона де Кентервиля, убившего свою высокородную супругу леди Элеонору в 1575 году, покупает американский посол в Великобритании Хайрам Б.Отис и селится там вместе со своими женой и детьми. Потревоженный призрак пытается запугать представителей современной американской цивилизации внезапно возникающими кровавыми пятнами, мощными громовыми раскатами, звоном ржавых цепей по ночам — но тщетно. Первая встреча лицом к лицу призрака с членами семейства Отисов имела два последствия: господин посол предложил призрачному сэру Симону пузырёк с машинным маслом для смазки ржавых цепей; малолетние же братья-близнецы, младшие отпрыски г-на Отиса, забросали беззащитное привидение подушками. Разгневанный сэр Симон грозится страшно отомстить, однако при следующих попытках запугать ненавистное семейство и выкурить их из замка сам призрак получает ранение, пытаясь облачиться в свои старые доспехи. Неоднократно подстерегаемый по ночам, преследуемый и гонимый неукротимыми близнецами, протягивавшими верёвки в коридорах, по которым бродил сэр Симон, натиравшими паркет скользким маслом и обливавшими привидение водой, старый дух в конце-концов совсем занемог.

Однажды Вирджиния Отис, старшая дочь господина Отиса, девушка сентиментальная, случайно обнаруживает скрытую дверь, за которой находится зала, в которой живёт привидение. При этом она открывает старинное рифмованное пророчество, говорящее о том, что молитва невинного молодого создания за сэра Симона может спасти душу несчастного привидения, дать ему наконец покой и небесное спасение. Призрак же болен, оскорблён и в своей печали почти безутешен. Вирджиния решает помочь ему.

После того, как семья обнаруживает исчезновение своей старшей дочери, начинаются лихорадочные поиски Вирджинии по всей округе. Отец и герцог Сесил, жених девушки, руководят поисками в городке, близнецы же переворачивают вверх дном замок Кентервиль. Подозрение, что Вирджиния похищена виденными по соседству цыганами, не подтвердилось. К вечеру поиски пришлось свернуть, и вся семья в унынии собирается в замке. Внезапно, ровно в полночь, в зале Кентервильского замка, сопровождаемая раскатами грома, появляется Вирджиния. В руках у неё — шкатулка со старинными драгоценностями рода Кентервиль, подаренная ей благодарным сэром Симоном.

Отисы находят истлевшие останки сэра Симона Кентервиля и хоронят их в освящённой земле. Жизнь в замке благополучно продолжается. Вирджиния выходит замуж за любимого ею герцога.


Сообщение отредактировал fotka: 14 Ноябрь 2013 - 21:04


#8 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 14 Ноябрь 2013 - 21:05

fotka, позавчера, кажется, смотрела по Первому передачку с екстрасенсами. Задрали немного,  что-то часто слишком их показывают. Но вот интересный факт узнала, что у Любови Орловой была некая семейная реликвия, старинная типо магическая книга. Разумеется, нифига не понятно, что и где, но екстрасенс был убедителен.

Интересно в любом случае.

 

 

Во-во, самое то! Столько можно напридумывать... 



#9 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 14 Ноябрь 2013 - 21:06

зы. спасибо за интересный материал.

Взаимно  ;)



#10 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2013 - 14:46

Роман Чингиза Айтматова "И дольше века длится день"

 

Одним из основных моментов романа является история о манкуртах

Писатель считает, что намного легче уничтожить человека, чем удалить его память и разум, «вырвать корни того, что остается с человеком до его последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и не доступным для других». Жуаньжуане придумали самый варварский способ — отнимать живую память Человека, что, по мнению Ч. Айтматова, самое «тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний».

Само название кладбища символично — «Ана Бейит» — Материнский упокой. Случайно, купцы и погонщики стада встретили одного из манкуртов, среди них оказалась и его мать — Найман-Ана, которая не знала покоя после этой встречи, старалась разыскать пастуха-манкурта. Разыскав его, она каждый раз спрашивала сына об отце, откуда он родом, но тот молчал.

 

Сказание о манкуртах

 

Согласно Айтматову, предназначенному рабство пленнику обривали голову и надевали на неё шири — кусок шкуры с выйной части только что убитого верблюда. После этого ему связывали руки и ноги и надевали на шею колодку, чтобы он не мог коснуться головой земли; и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шири съёживалась, сдавливая голову, волосы врастали в кожу, причиняя невыносимые страдания, усиливаемые жаждой.

Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память о прошедшей жизни и становилась идеальным рабом, лишённым собственной воли и безгранично покорным хозяину. Рабы-манкурты ценились гораздо выше обычных.

 

В романе рассказывается о том, как молодого наймана[10] Жоламана, сына Доненбая, попавшего в плен к жуаньжуанам, сделали манкуртом. Его мать Найман-Ана долго искала сына, но, когда нашла, он её не узнал. Более того, он убил её по приказу своих хозяев.

«Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного Я, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей — и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал…»

— Чингиз Айтматов «Буранный полустанок» (И дольше века длится день). — М., 1981. — С. 106—107

 

По указаниям исследователей, легенда имеет реальный фольклорный источник. Сам писатель в одном из интервью отмечает, что «в эпосе „Манас“, одном из величайших сказаний киргизской истории, сказании тысячелетней давности, энциклопедии духовной жизни моего народа, есть строки, в которых один угрожает другому в случае победы натянуть ему на голову шири — сыромятную верблюжью кожу — и этой страшной пыткой уничтожить его память, отнять прошлое. Кроме этих сведений, больше ничего ни в литературе, ни в фольклоре, не сохранилось».


Сообщение отредактировал fotka: 15 Ноябрь 2013 - 15:41


#11 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2013 - 15:22

А вот своеобразная интерпретация "Сказания о манкурте"   :) Цитирую, как есть...

 

Из сети:

Как ни странно, но я совсем недавно познакомилась с творчеством Чингиза Айтматова. И то, благодаря учительнице по литературе. Она с такими эмоциями рассказывала нам его романы, что я сидела и слушала её целых 90 минут, без устали.
В своих романах Айтматов использовал тюркские легенды. Одна из них меня очень заинтересовала… Это “Легенда о манкуртах”.

Прочитав  полностью легенду на сайте

http://www.liveinter...go=next&categ=0

я почему-то начала думать о нынешнем дне… Всё таки есть некая параллель между прошлым и настоящим. Есть мудрость в этих легендах.  Правда…

Манкурт – это взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни.

То есть мы… безобидные манкурты, превращённые в бездушных рабских созданий, полностью подчинённых интернету и соц.сетям.

По легенде, Евреи и американцы, чтобы мирным путём завоевать нашу к ним любовь и распространить  больше проблем среди нас же самих людей,  в 2004-ом году решили   создать некий сайт – фейсбук. Согласно легенде, главной целью явилось полное подчинение интернету, виртуальному миру, потеря разума и времени.

Создали они сначала условия, чтобы люди с помощью социальных сетей могли найти бывших одноклассников, однокурсников и т.д.  Постепенно, людям стало неинтересно общаться только с одноклассниками. Они решили расширить свой круг общения. Парням был дан шанс на  флирт с несколькими девушками одновременно так, что одна о другой даже не подозревала. А что  ещё нужно парню-то?
Прошли годы. В 2011-ом году, мать одного парня поняла, что сын зависим от интернета, и теряет всё время там. Она ради него же самого потребовала закрыть профиль или хотя бы, меньше заходить туда.
Парень думал всю ночь « ну как же я буду без фейсбука?!»
на следующее утро ни о чём не думая парень убил свою мать. И всё. Мать была убита морально. Она теряет сына на глазах. Человек физически рядом, а живёт в иллюзиях в виртуальном мире… вот так вот.

Зная, что интернет превратил нас в “манкуртов”, – в своих рабов, мы продолжаем часами неустанно терять там время. Мы прямо таки бесимся когда на часок отключают интернет… Бесимся до такой степени, что в принуипе и не отличаемся от того манкурта  неосознанно убившего свою мать…

 


Сообщение отредактировал fotka: 15 Ноябрь 2013 - 15:38





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Фэнтези и фантастика. Рецензии и форум

Copyright © 2024 Litmotiv.com.kg