Перейти к содержимому

Theme© by Fisana
 



Фотография

В одном доме.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 14

#1 Rovena

Rovena
  • Amigos
  • 503 сообщений

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 11:05

В одном доме

 

Я люблю и одновременно боюсь сюда возвращаться. Старое здание постройки конца XIX века, трёхэтажное, с узкими винтовыми лестницами, дверями-арками и высокими лепными потолками, разрушить барельефы которых не по зубам ни 70-ти годам Советской власти, ни вандально повыдергавшей, - с пола - доски, с окон - резные деревянные рамы, - эпохе капитализма. Здание Департамента экологии. 

 

Будь оно продано в частные руки, интерьер здесь был бы, конечно, иного рода. Не осталось бы ни арок, ни винтовых лестниц. На пол лёг бы холодный гранит, а десятки люминесцентных лампочек угнездились бы на абсолютно ровном натяжном потолке. Стильно и практично, как сейчас оформляют офисы. 

 

Но экологи кормятся из госбюджета. Вот и остались арки, а с ними - и волнующее ощущение десятков глаз, что за тобой наблюдают, и десятков голосов, которые воспринимаемы не слухом, а каким-то внутренним, подсознательным чутьём. До Революции монахини воспитывали в этом здании девочек-сирот. Кровавый Октябрь стал  судьбоносным: казачьи полки долго не давали большевикам взять город ,- и те обозлились. Храмы и мечети были разрушены, казачьи дома сожжены, а учительницы и юные жители сиротского приюта вырезаны. 

 

 

Выхожу из здания и практически вижу, как чуть менее века назад по этой узенькой улочке, минуя двухэтажные кирпично-деревянные дома простого люда и каменные трёх-четырёхэтажки купцов, бредёт девочка Тоня. В руках у неё - холщовая сумка, на голове - шаль с выбившимися непослушными тёмно-русыми кудряшками. Поношенное пальто и дырявые варежки дополняют образ худенького подростка, спешащего в здание библиотеки Гоголя (в которую когда-то ходил Абай, сделав её пристанищем непокорных молодых умов). К зданию библиотеки Тоня подходит с чёрного входа. 

 

- Впустите! – нервно шепчет она, постучав в дверь. Ей тихонько открывают. 

 

В библиотеке многолюдно. Сегодня выходной, и читальный зал облюбовала для съезда местная молодёжь, пытающаяся играть в "оппозицию". Молодые парни, всем - от 15 до 30 лет,  - русские, казахи, татары, уйгуры - словом, представители всех живших в городе национальностей, - сидели в большом кругу, сдвинув столы и стулья. Их взволнованные, упрямые лица были обращены к говорящему:

 

- Царь ввязался в войну, не нужную никому, кроме него самого! На эту войну были призваны наши отцы и братья, и все там погибли! Могилу моего брата мы так и не нашли. Наша старая мать от горя поседела и тронулась умом - она не спит ночами, ходит и зовёт своего Адильку... мне хочется самому вонзить себе нож в сердце, лишь бы этого не видеть! - говорящий сжимает кулаки, - А что стало с вашими матерями?!

 

Пронзительный голос, точно хлыст, рассекает воздух.

 

- Алихан, хватит! - останавливает говорящего кто-то. 

 

Но забившуюся в угол у входа девочку уже не отвлечь. Память услужливо подсовывает весенний день, когда у ворот дома остановилась телега, и незнакомые люди сгрузили простой струганный деревянный ящик с телом отца. "Погибшего въ честномъ бою во имя России и Ея Императора, какъ и подобаетъ благородныму солдату," – такой запиской снабдили тело. Труп матери опустили в землю аккурат через полгода после отца, и Тоня осталась вдвоём с братом. 

 

- Мы должны бороться с... царским произволом! – такие слова врываются в сознание девочки, прерывая поток воспоминаний. Алихан уже с трудом подбирает слова - ужас в глазах и выступившие на лбу градины пота говорят, что ему очень плохо. И тогда парень - чуть старше, чуть выдержаннее - берёт его за плечи, прося жестом сесть, а сам берёт слово:

 

- Уважаемые собравшиеся! Словами Алихана движет горе, но он прав - терпеть далее произвол власти мы не намерены  Князь Булавин, который уже 10 лет как царский наместник в городе, кроме горя, не доставил нам ничего. Весной, по приказу царя, он будет набирать новое "пушечное мясо", дабы послать его подыхать куда-нибудь в Пруссию. Деспот так хочет выслужиться, что изволит набирать самых талантливых и сильных. Чужая земля может окропиться кровью любого из нас уже до следующего лета. И посему мы здесь... Гриша, изволь! - даёт он команду говорить. 

 

Гришка, Тонин сосед, всё детство играл с ней и братом в солдатиков. Он тоже присутствует на съезде, старательно вжившись в роль умудрённого опытом революционера. Взобравшись на импровизированную сцену, он начинает речь:

 

- Уважаемые господа! Милостью Божию, один юный почтальон, Тоня, принёс нам сегодня верное решение, - показывает он жестом в сторону девочки, тут же съёжившейся под пытливым взглядом озадаченных глаз.

 

Заметив, что внимание привлечено, Гришка удовлетворённо кивает и продолжает:

 

- Сия штука, которую собрал Тонин брат, новый член нашего клуба Коля, может взрываться от удара, как военный снаряд. И убивать любую неугодную личность!

 

- Благодарствую, Гриша, - прерывает его парень чуть старше. Из доносящегося шёпота толпы Тоня узнаёт: его зовут Вениамин и он является негласным руководителем этого молодого радикально настроенного движения. С присущим революционеру азартом, Вениамин излагает план совершенно ужасных действий:

 

 - Завтра в полдень Булавин изволит обедать в кафетерий, что на Пушкина, в сопровождении своих людей. Ты, Алихан, перекроешь дорогу, повалив экипажи на подъезде к кафетерию. Ты, Гришка, сядешь на лошадь и, когда автомобиль остановится, подскачешь к Булавину как можно ближе, и с силой бросишь взрывающуюся штуку об его автомобиль. После поскачешь назад, что есть сил. Сбор здесь, в штабе, - и пикник по случаю свержения деспота... 

 

Поваленные лошади, перевёрнутые кибитки. Истекающие кровью люди с оторванными руками и ногами, умирающие, молящие о помощи...Странные события не позволяют Тониному воображению закончить ужасную композицию : в ту же минуту дверь читального зала распахивается, и в помещение врываются люди в жандармских мундирах. Уложив юных революционеров на пол, они долго рассматривают диковинное устройство, собранное Тониным братом для убийства их градоначальника, - и долго дивятся, что за чудное применение нитроглицерину нашли молодые шалопаи. Сквозь слёзы видит Тоня, как Алихана, Вениамина, Гришку и остальных революционеров под руки уводит конвой. Сквозь слёзы слышит решение прокурора о помещении её в закрытую школу к монахиням.

 

 

Странным показалось бы нынешнему ученику богоугодное учреждение столетней давности: подъём в шесть, до семи - молитва, затем скорый завтрак и классные уроки. Вечерами девочек обучают рукоделию, отправляя сшитые ими рубашки, сумки и кисеты на фронт воюющим. Приезжая художница, аристократка и преданная опекунша приюта, учит рисованию. Уроки музыки, в обыденной жизни даваемые лишь детям из богатых семей, в приюте являются неотъемлемой частью обучения, такой же, как многочасовые молитвы и грубый контраст - строгий распорядок, самая простая одежда и башмаки, скудная пища. Засыпая, воспитанницы представляют себе не ангелов, не сыгранные на клавесине мелодии и прекрасные написанные картины, - а запечённого гуся на столе, вазу яблок и сладости. Иногда - красивые платья. И всегда рядом папу и маму. 

 

Однажды, когда уже минует Рождество и приблизится Новый год, поздним вечером в спальню войдёт старшая воспитанница и велит Тоне, одевшись, спуститься в сени - к ней явился гость. Смущённо улыбающийся Алихан передаст коробку, на дне которой будет лежать немецкий плиточный шоколад, а сверху - большие красные яблоки. 

 

- Пусть всё у тебя будет хорошо, Тоня, - шёпотом скажет он на прощание. - С наступающим Новым годом! С тысяча девятьсот семнадцатым! 


Сообщение отредактировал Rovena: 20 Ноябрь 2013 - 10:25


#2 Justa D

Justa D
  • Amigos
  • 1 340 сообщений

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 11:46

жестоко изрезаны.

вот эту конструкцию не понял (((

Засыпая, воспитанницы представляют себе не ангелов, не сыгранные на клавесине мелодии и прекрасные написанные картины, - а запечённого гуся на столе, вазу яблок и сладости. Иногда - красивые платья. И всегда рядом папу и маму. 

сильно! 

крепкая такая история получилась ) спасибо автору за интересное чтиво! )



#3 Radda

Radda
  • Amigos
  • 909 сообщений

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 11:50

Как всегда, Ровена отлично пишет на серьезные социальные темы. Но история несколько выбивается из тематики легенд и сказаний, по-моему. Нет? Это больше похоже на реальную историю.

Отличный образ Тони, девочки с холщевой сумкой на плече, очень живописный. Однако много-много описаний и мало-мало диалогов и живых действий немного затруднили чтение. И жаль, что пикового момента не настало, экшн бы сгладил небольшую монотонность повествования.

Но в целом, как я уже говорила, это Ровена и ее стихия - хорошая работа о социальных проблемах.


Сообщение отредактировал Radda: 18 Ноябрь 2013 - 11:50


#4 Rovena

Rovena
  • Amigos
  • 503 сообщений

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 11:57

вот эту конструкцию не понял (((

Убили посредством втыкания колюще-режущих предметов в тело.

 

сильно! 

Духовность-духовностью, а любовь к неощутимо-неосязаемому не заменит земных телесных и душевных радостей, уж простите за цинизм. 



#5 Rovena

Rovena
  • Amigos
  • 503 сообщений

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 12:07

Но история несколько выбивается из тематики легенд и сказаний, по-моему. Нет? Это больше похоже на реальную историю. 

Это легенда одного здания. Есть оно, и приют в нём был, и жители этого приюта были убиты во время власти большевикам, монахини, по крайней мере. 

А вот история Тони вымышленна. 

 

Однако много-много описаний и мало-мало диалогов и живых действий немного затруднили чтение.

Я как раз с диалогами боялась переборщить. Как отрицательный пример, на память всё время приходят "Сумерки", почти из одних только диалогов и написанные. 

И жаль, что пикового момента не настало, экшн бы сгладил небольшую монотонность повествования.

Весьма возможно, да. 

 



#6 Vladimirovna

Vladimirovna
  • Amigos
  • 571 сообщений

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 13:29

Хорошая история, живо воображаемая. 

 

но мне напротив показалось вот это место слишком очевидным 

 

Засыпая, воспитанницы представляют себе не ангелов, не сыгранные на клавесине мелодии и прекрасные написанные картины, - а запечённого гуся на столе, вазу яблок и сладости. Иногда - красивые платья. И всегда рядом папу и маму. 

ибо чего человеку не дашь - ему все равно хочется того чего у него нет.



#7 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 14:41

Ох и силен же в вас реалист, Rovena!)))

До самого конца ждала чего-то эдакого) С одной стороны, старинные здания и их история невольно кажутся загадочными...  С другой - легенда становится легендой, когда обрастает несуществующими деталями, выдуманными подробностями, домыслами

Не хватает таинственности... Может, какой-то эпизод добавить? или слухи какие-то упомянуть? 

Тогда реально произошедшее будет с чем сравнить...

 

 

 

которые слышны  не органами слуха, а каким-то внутренним

тут нужны другие слова

 

 

 

а учительницы и юные жители сиротского приюта жестоко изрезаны

вырезаны

 

 

 

подходит с чёрного входа

хода

 

 

 

Наша старая мать от горя поседела волосами

может, просто поседела?

 

 

 

Алихан уже с трудом говорит - ужас в глазах и выступившие на лбу градины пота говорят

 

 

Гришка, Тонин сосед, всё детство играл с ней и братом в солдатиков. Он тоже присутствует на съезде, старательно играя роль

 

 

Поваленные лошади, перевёрнутые кибитки. Истекающие кровью люди с оторванными руками и ногами, умирающие, молящие о помощи...Странные события не позволяют Тониному воображению закончить ужасную композицию : в ту же минуту дверь читального зала распахивается, и в помещение врываются люди в жандармских мундирах. Повалив юных революционеров на пол

 

 

странное устройство, собранное Тониным братом для убийства их градоначальника, - и долго дивятся, что за странное применение нитроглицерину нашли молодые шалопаи. Сквозь слёзы видит Тоня, как Алихана, Вениамина, Гришку и остальных революционеров под руки уводит конвой. Сквозь слёзы слышит решение прокурора о помещении её в закрытую школу к монахиням.

    Странным показалось бы нынешнему ученику богоугодное учреждение

повторы


Сообщение отредактировал fotka: 18 Ноябрь 2013 - 15:18


#8 Розовый Ганс

Розовый Ганс
  • Amigos
  • 1 353 сообщений

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 18:13

А в каком городе это все? Я запутался.

И очень жаль Тоню, это что же получается, ее мог зарезать тот же Алихан, ведь он должен сочувствовать большевикам все-таки.

Кровавый Октябрь стал  судьбоносным: казачьи полки долго не давали большевикам взять город ,- и те ополчились.

Что-то здесь не так, "ополчились". Казачьи полки не давали большевикам взять город и те ополчились. Ополчились против полков. 

#9 Rovena

Rovena
  • Amigos
  • 503 сообщений

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 19:29

ибо чего человеку не дашь - ему все равно хочется того чего у него нет.

Это да. Но человеческие хотелки могут развиваться в разном, так сказать, направлении. 

Джейн Эйр, к примеру (а она тоже в сиротском приюте воспитывалась) воображала как раз таки картины и переведённые с французского книжки. А тут девчонки оказались более материалистками. Или сказался менталитет и подход к воспитанию - доверительные отношения с родителями (у аристократов, особенно английских, в отношениях между отцами и детьми зияла огромная пропасть). 



#10 Rovena

Rovena
  • Amigos
  • 503 сообщений

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 19:40

Не хватает таинственности... Может, какой-то эпизод добавить? или слухи какие-то упомянуть?  Тогда реально произошедшее будет с чем сравнить...

Планировалось, что таинственность будет нагнетена самим духом времени и фразой "С тысяча девятьсот семнадцатым!"

Да, очевидно, чем-то ещё дополнить надо. Попробую. 

 

тут нужны другие слова

Ну, разве что просто "слухом".

 

Остальное исправила.

 

Спасибо!



#11 Rovena

Rovena
  • Amigos
  • 503 сообщений

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 19:47

А в каком городе это все? Я запутался.

Описание здания Семипалатинского департамента экологии.

Как поеду туда, сфотографирую, если не забуду. Обстановка аскетичная, но этим и интересная. Я, как по лестницам поднимаюсь, всё время представляю жизнь этих девчушек-воспитанниц - дескать, тут, небось, у них спальни были, там - столовая...

 

И очень жаль Тоню, это что же получается, ее мог зарезать тот же Алихан, ведь он должен сочувствовать большевикам все-таки.

Никому он толком не сочувствовал. И камрады его тоже. Молодые, дурные, взявшиеся за дело, о котором толком не

имеют понятия. Глупо, наивно и по-дилетантски. 

Чьи интересы он отстаивал бы в 1917-ом, мне тоже интересно. К эсерам примкнул бы, наверное: они, всё-таки, царя свергли. Ага, большевики убили...

 

Что-то здесь не так, "ополчились". Казачьи полки не давали большевикам взять город и те ополчились. Ополчились против полков. 

Мда, с "ополчились" надо что-то делать. Исправлю, спасибо. 



#12 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 20:23

Я, как по лестницам поднимаюсь, всё время представляю жизнь этих девчушек-воспитанниц - дескать, тут, небось, у них спальни были, там - столовая...

Вот-вот, и дальше, дальше... Собственные фантазии, кто-то о чем-то говорил... Рассказывали, будто... Нагнетайте, нагнетайте  :)



#13 Antimat

Antimat
  • Администраторы
  • 4 466 сообщений

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 23:18

Rovena, жалею, что не отписалась днем, времени было мало. Прочитала на работе и, вот даже объяснить не могу толком, пришла в восторг.  Когда пьешь постоянно фруктовый сок, то может захотеться простой воды. Твои социалки для меня и есть эта вода. Простая добротная реальная (или будто бы реальная история) в массе фэнтезийных историй - в нынешнее время как раритет.

Я хорошо помню, как наспех написанная новогодняя байка "Подарки для всех" убила просто.

 

И неожиданное - революция, тема давно заброшенная, и простая человеческая судьба, без завитушек и гламура... И даже прилично написанный фрагмент от первого лица. Для меня эта неделя уже состоялась. Сразу беру в топ, однозначно!

 

Прям порадовала.))))

Копаться в тексте не буду - некогда. Заметила пару блох. Где-то было "доставили одни гадости" (чувствую, что так не говорили, поискать бы другое слово). Нужно будет очень внимательно пройтись по репликам персонажей того времени, особенно с  <Ъ>.

 

Подшамань текст, я его отправлю кое-кому из вашей Казахии.



#14 Rovena

Rovena
  • Amigos
  • 503 сообщений

Отправлено 20 Ноябрь 2013 - 10:09

Вот-вот, и дальше, дальше... Собственные фантазии, кто-то о чем-то говорил... Рассказывали, будто... Нагнетайте, нагнетайте 

"По легенде, чуть менее века назад по этой узенькой улочке, минуя двухэтажные кирпично-деревянные дома простого люда и каменные трёх-четырёхэтажки купцов, брела девочка Тоня..." :D

Шучу! 

Попробую чего-нибудь добавить. 



#15 Rovena

Rovena
  • Amigos
  • 503 сообщений

Отправлено 20 Ноябрь 2013 - 10:15

Прочитала на работе и, вот даже объяснить не могу толком, пришла в восторг.  Когда пьешь постоянно фруктовый сок, то может захотеться простой воды. Твои социалки для меня и есть эта вода. Простая добротная реальная (или будто бы реальная история) в массе фэнтезийных историй - в нынешнее время как раритет. Я хорошо помню, как наспех написанная новогодняя байка "Подарки для всех" убила просто.

Спасибо!

Рассказ был написан, как ни странно, тоже за один вечер, и лишь чуток подправлен перед отправкой сюда. 

Надеюсь, когда-нибудь и я напишу фэнтезийную историю. Хочется иногда же!

 

Где-то было "доставили одни гадости" (чувствую, что так не говорили, поискать бы другое слово).

Ага, помню. Но "доставили одни беды/горе/боль/несчастья" будет чуток штампово. На что-нибудь подправлю. 






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Фэнтези и фантастика. Рецензии и форум

Copyright © 2024 Litmotiv.com.kg