Перейти к содержимому

Theme© by Fisana
 



Фотография

Неправильные взрослые


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 17

#1 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 07 Январь 2014 - 18:07

Неправильные взрослые

Цикл «Записки психолуха»

 

Начало здесь.

 

 

В самом начале своей профессиональной карьеры я получил наиважнейший урок – не верить своим клиентам. При всем необходимом для психолуха уровне эмпатии, стоит постоянно помнить о том, что этот несчастный и требующий твоей помощи клиент на самом деле – лжец и нуждается в помощи совсем другого рода. Зачастую проблема находится не в точке фокуса клиента, а где-то на периферии его сознания.

 

Клиент в девяноста девяти и девяти десятых процентах случаев имеет самое общее представление о теории Фрейда (в лучшем случае считая его самым главным психологом-мозгопроникателем), и, не подозревая о существовании исследований Карла Рэнсома Роджерса, Фредерика Саломона Пёрлза и даже Карла Густава Юнга, личины, стоящей рядом и даже выше Зигмунда Фрейда, своего учителя. Клиент не знает о достижениях учёных, потративших свои жизни  для изучения проблем  таких, как он. Клиент знает только одно: ему что-то хочется поменять, но он в этом не виноват, это «что-то» случилось против его воли…

 

Я отвлёкся и, пожалуй, вернусь к предмету своего повествования.

 

Любимые мои клиенты – дети. С ними всё просто и понятно. Они доверяют почти всегда, готовы признаться в самых своих неприятных пороках и попробовать начать всё заново. Они не стесняются говорить о том, что их раздражает, вводит в уныние и приносит радость. Но если бы всё так было просто – поговорил с юным клиентом, поставил на ноги, а дальше он сам, уверенно держась за «посох», вручённый мной, пойдёт по жизни не спотыкаясь. Нет же – рядом обязательно будет находиться взрослый, который станет систематически отбирать этот вспомогательный «посох», а то и подножки подставлять – и всё в полной уверенности, что его «психотерапия» действеннее советов странного недопсихолога.

 

Работать в реабилитационном центре с детьми алкоголиков, наркоманов, убийц, воров и проституток намного проще, чем с благополучными (как их принято считать) семьями, в которых мамка и папка не пьют, одевают-обувают чадо, работают на нескольких работах ради хлеба насущного с маслицем – только вот это «зажравшееся» чадо вдруг становится тем, что называют «в семье не  без урода». Доказывать сбежавшему из дома малолетнему токсикоману, что его запившиеся родители подают дурной пример, не надо. Ребёнок и так поймёт. Научить прощению и направить на путь, отличный от родительского, не сложно. Я не раз слышал из уст тринадцатилетних взрослых, рано увидевших грязь, обещания самому себе и миру иначе жить и создать семью по другому, гуманному, принципу. Иногда их родители «приходили в себя» и пытались измениться, - не всегда получалось, но озвученное в присутствии сына и дочери понимание «Сынок/дочка, не повторяй моих ошибок, видишь, я не могу…» - стоит, на мой взгляд, больше, чем важное «Я делаю для тебя всё, что могу, а ты – неблагодарная свинья!» от благополучных и состоявшихся.

 

 

Флегматичный первоклассник Артурка безэмоционально сидел рядом со мной, напротив – озабоченная мать, которая привела сына на консультацию. Повод для жалобы – через полтора месяца занятий в школе сын стал раздражительным, агрессивным, часто плачет, грубит матери.

До начала консультации разговариваю с матерью тет-а-тет. Картина благополучной семьи: живут впятером - Артур, родители, младший трехлетний брат и бабушка, мамина мама.  Родители детям внимание уделяют, играют и бла-бла-бла. Мать крутится, во что бы ей это ни встало, на работе, отец, правда, имеет работу временную. И всё было замечательно, как внезапно  - «бах!». Матери нужен совет, мать беспокоится за сына. Вздыхаю: объяснял же, мол, адаптационный период  для первоклассника – сложное дело, надо с пониманием относиться, поддерживать…

 

Артурка сидит, хмуро выслушивая повторные жалобы матери и нехотя отвечая на мои вопросы:

- Артур, тебя что-то беспокоит?

- Нет.

- Ты устал уже учиться?

 

Пожимает плечами:

- Нет, только рано вставать не хочется, - Артур учится в первую смену, а живёт далеко от школы.

- А во сколько ты ложишься спать?

- В десять, - отвечает мать: первоклассники плохо разбираются в часах.

- Артурчик, мама за тебя беспокоится, говорит, что ты нервничать часто стал. Это правда?

Опять пожимает плечами, молчит.

- А ты злишься на что-нибудь или кого-нибудь? В школе у тебя есть друзья?

- Да, Кубат и Саша, мы играем вместе на переменах.

- Здорово! А учителя тебя обижают?

- Нет.

- А дома как у тебя дела? Младший брат тебе уроки мешает делать?

Артур несколько оживляется:

- Да, он у меня тетради забирает.

Мама пытается что-то сказать, но я ей предупредительно показываю указательный палец.

- Ему, кажется, три года всего? Он еще маленький, подожди, вот подрастет чуть-чуть, и вы вместе будете играть, тебе станет интересней с ним намного. Артур, это всегда так с младшими братьями бывает…

- Угу.

- Так ты из-за него злишься?

Артур качает головой.

- Хорошо, расскажи последний случай, когда ты злился. Сегодня злился на кого-нибудь?\

- Нет.

- А вчера?

 

Мать не выдерживает:

- Ой, как он вчера мне нагрубил!

 

Я опять показываю ей предупреждающий знак помолчать и обращаюсь к Артуру, который тут же насупился:

- Артур, расскажи сам, о чем мама говорит.

- … Я спал, а она меня посадила на кровати и стала мне колготки одевать.

- Может быть,  ты проспал?

- Нет, я уже проснулся, просто не хотел вставать.

 

Далее выясняется, что мама не стала церемониться с сыном, который после второго «вставай!» не захотел подняться, рывком посадила и начала одевать сопротивляющегося Артура. Дальше – ещё интереснее. Артур спит на одной кровати с мамой и младшим братом. А отец – на диване. И насторожиться бы мне тогда, но мало ли… Ничего как будто бы особенного. Я даю обычную рекомендацию матери – проявить терпение и все-таки дать сыну больше свободы, хотя бы выделить диван как взрослому мальчику. Мужьям, вообще-то, положено спать с жёнами в одной кровати. И, конечно, меньше ругать за школьные замечания: неподготовленному ребёнку в первом классе ой как трудно.

А с Артуром договариваемся потерпеть полторы недели – впереди каникулы, и можно будет отоспаться.

 

И как будто в подтверждение моих слов финальная сцена прощания. Мать надевает сыну шапку на голову, тот рывком снимает. Мать насильно пытается снова водрузить шапку, и снова сын с невнятным негодующим бурчанием сопротивляется.

- Вот видите! – торжествует мать. – И это постоянно!

- Так у меня в кабинете тепло. Дайте ему шапку, пусть сам на улице оденет. Он большой уже, да? – подмигиваю Артуру, тот слабо улыбается и выходит из кабинета.

 

Заносить мальчишку в группу «Риск» не вижу смысла: мало ли как и кто нервничает в первый год учёбы. Артур,  в результате работы узнаю, - мальчик со внутренним стержнем, знает, чего хочет. Не то, что Кундуз из параллельного класса, которая без своих родителей на уроках сидеть не может, рыдает…

 

Я вижу Артура постоянно на переменах, бегающим, играющим и разговаривающим с одноклассниками. Кажется, жизнь налаживается. Мама мне улыбается, вопросов больше не задает…

 

И вдруг, через два месяца меня просят присмотреться к мальчику из первого «Б», который, по словам матери, грозится покончить с собой. Не верю своим ушам, когда узнаю, что это тот самый спокойный  и уверенный в себе Артур. Тут же забираю его в свой кабинет. Начинаю издалека: как дела, что изменилось с поры, когда мы разговаривали в присутствии мамы. Ничего особенного не проявляется. Все как раньше. Вот только папа в тюрьму сел. А до этого не сидел.

 

Вот тебе номер! К отсутствию отца Артур относится философски: скоро выйдет, подождём. Я не настаиваю и возвращаю ребёнка в класс. Позже классный руководитель дополняет картину: отец – «джентльмен удачи», в тюрьму попадает не первый раз, за грабежи. Что тут попишешь? Но желание уйти из жизни… Надо разобраться…

 

Разобрался я через два дня, став невольным свидетелем ещё одной правды. Задержался по дороге на работу, закурил, присев на скамейку, проверить почту через мобильный. От пролистывания Интернет-страниц отвлекли крики поодаль.

 

- А я тебе сказала – иди со мной рядом! Ноги поднимай! Чего опять бубнишь? Не можешь матери ответить? – не стесняясь прохожих, отчаянно кричал женский голос.

- Отпусти меня! – я в эту секунду узнал Артура, которого сзади подталкивала вперед себя мать.

- Не хами мне! Где опять свою форму забыл? Скотина, я тебе миллионер покупать ботасы каждый месяц? Иди быстрее, говорю!

 

- Отпусти меня! – но мать крепко вцепилась в лямки ранца. Первоклассник, извернувшись, выскользнул из ранца и побежал вперед, остановился. – Я тебя ненавижу! Я убью себя!

 

Мать догнала сына и ударила по лицу:

- Скажи мне еще это раз! Только скажи, говнюк!..

 

Я чувствовал себя лишним в этом спектакле, растерялся. Мать с сыном прошли мимо меня, по соседней аллее, за моей спиной, не узнав: не до того им было.

 

Всех несчастных детей не усыновишь, всем не поможешь…  Как и доказать родителям, что, прежде чем решать проблемы своих детей, надо разобраться со своими. Прежде чем требовать мира и спокойствия от неразумного чада, успокоиться самому. Иначе ребёнку ни один психотерапевт не поможет.

 

 

Я усвоил этот урок. Перестал верить «благополучным» семьям, снова и снова натыкаясь на стену «у нас все хорошо, вы только с ребенком сделайте что-нибудь!» Наживал врагов в лице взрослых, которым пытался указать на нелогичность их требований и личного примера. Редко кто из «неправильных» взрослых потом хотел измениться: они были правы и точка, а со своим ребёнком они сами как-нибудь разберутся, раз… им попался такой безграмотный специалист. Хамовитый и совершенно не разбирающийся в детской психологии.

 

Январь 2014.

 



#2 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 07 Январь 2014 - 18:12

Вспомогательная статья "Взгляд ребёнка на орущую мать".



#3 Vladimirovna

Vladimirovna
  • Amigos
  • 571 сообщений

Отправлено 08 Январь 2014 - 10:15

, По стилю - действительно легко, в духе повествования, по сюжету - лично я не люблю подобное читать. Дети и война мое табу.

Но раз написано и прочитано, то скажу еще - чего то не хватает для полноценного рассказа. 

Остался один психолух - и он никому не может помочь - вот такое ощущение, а все его пациенты, как скользящие мимо тени. 



#4 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 08 Январь 2014 - 11:48

лично я не люблю подобное читать. Дети и война мое табу.

Я ж защищаю детей. От взрослых. %)

 

Но раз написано и прочитано, то скажу еще - чего то не хватает для полноценного рассказа. Остался один психолух - и он никому не может помочь - вот такое ощущение, а все его пациенты, как скользящие мимо тени.

Когда есть цикл, объединяющая мысль, то это нормально.)

 

Спасибо первому отписавшемуся. Хорошо, хоть вас не зацепило новогодним форумным нервно-паралитическим газом. :P



#5 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 08 Январь 2014 - 13:39

Ну, это вещь научно-популярная - не художественная. Кусок хорошей статьи или глава из книги по психологии. Как положено, с иллюстрацией, с примером из жизни.



#6 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 08 Январь 2014 - 14:13

fotka, надо ж всё попробЫвать. Я детям о детях, и взрослым о детях, и детЯм о взрослых.)



#7 fotka

fotka
  • Amigos
  • 3 318 сообщений

Отправлено 08 Январь 2014 - 14:24

fotka, надо ж всё попробЫвать. Я детям о детях, и взрослым о детях, и детЯм о взрослых.)

Это я по поводу жанра. Кстати, люблю читать научно-популярные вещи с художественными вставками - так гораздо интереснее. А то некоторые нудят, нудят, рассуждают, пересыпают терминами... Без примеров из жизни скучно)



#8 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 08 Январь 2014 - 22:48

fotka, я очень долго подбиралась к этому жанру. Первый рассказ, "Когда перестают расти камни" не в счет, это художественная часть, придуманная на 99%.

Попадались раньше записки учителя или им подобные в журналах типа "Крестьянки".

Я замечала, что все они будто одним автором написаны.

Учитель особо не художничает, пишет, как есть, грамотным разговорным стилем. Или Макаренко взять, к примеру, Ильина, Богуславского - та же песня.

 

Поскольку опыт есть, хотелось тоже поделиться наблюдениями, только облечь в некую условную форму - более литературную, чем просто "записки". У Вересаева можно поучиться. Чехова...

Соблюсти грань между литературой и действительностью.

Что касается анатомии, то часто приходится слышать, какою тяжелою и неприятною стороною ее изучения является необходимость препарировать трупы. Действительно, некоторые из товарищей довольно долго не могли привыкнуть к виду анатомического театра, наполненного ободранными трупами с мутными глазами,
оскаленными зубами и скрюченными пальцами; одному товарищу пришлось даже перейти из-за этого на другой факультет - он стал страдать галлюцинациями,
и ему казалось по ночам, что из всех углов комнаты к нему ползут окровавленные руки, ноги и головы.
Но лично я привык к трупам довольно скоро и с увлечением просиживал целые часы за препаровкою, раскрывавшею передо мною
все тайны человеческого тела, в течение семи-восьми месяцев я ревностно занимался анатомией, целиком отдавшись ей, -
и на это время взгляд мой на человека как-то удивительно упростился. Я шел по улицe, следя за идущим передо мною прохожим, и он был ;
для меня не более, как живым трупом вот теперь у него сократился glutaeus maximus, теперь - quadriceps femoris,
эта выпуклость на шее обусловлена мускулом sternocleidomastoideus, он наклонился, чтобы поднять упавшую тросточку, -
это сократились musculi recti abdominis и потянули к тазу грудную клетку.
Близкие, и дорогие мне люди стали в моих глазах как-то двоиться;
эта девушка, - в ней столько оригинального и славного, от ее присутствия на душе становится хорошо и светло, а между тем все,
составляющее ее, мне хорошо известно, и ничего в ней нет особенного на ее мозге те же извилины, что и на сотнях виденных мною мозгов,
мускулы ее так же насквозь пропитаны жиром, который делает столь неприятным препарирование женских трупов, и вообще в ней нет решительно
ничего привлекательного и поэтического.

 

 

А вот для сравнения стандартные записки учителя. Страшная действительность, и как торопливо, сжато и топорно изложена:

 

http://prikrmk.sfedo...-uchitelya.html

щё один «сюрприз» в школе больше 20 детей с диагнозом F 70 (лёгкая олигофрения), больше 30 детей ЗПР (задержка психического развития), ещё столько же без диагноза бегают, а с «просто» с психическими проблемами по нескольку практически в каждом классе. Как потом выяснил, почти все эти дети - «подарок» от пьющих родителей.
В школе, на первом этаже, постоянный запах табачного дыма - детишки курят в туалете. Таким образом, пассивными курильщиками является почти вся школа. Даже если их поймают техслужащие, дежурный учитель, сам директор ничем серьёзным ученику это не грозит, ну поругают (профилактическая беседа), может, вызовут родителей, но не факт, что те придут. А если придут, что сделают - время упущено, пообещают принять меры в общем. Особо «одарённые» дети курят со 2-3 класса, процент курильщиков растёт с каждым годом, особенно страшно то, что закурили и девушки. Девушки пьют шампанское и вино с 4-6 классов, причем наливают родители - Новый год, день рождения. Сквернословие и распущенность поведения давно стали нормой.
Школу губит безнаказанность и безответственность - ученик может сквернословить, послать учителя на три буквы, а потом сказать, что ему послышалось, а другие подтвердят, что так оно и было. Некоторые даже пытаются запугать учителей своими родителями - уголовниками. Большая часть учителей смирилась с таким положением - нет стимула бороться, зарплата маленькая, требуют много, установка такая: во всём виноват учитель. Поставишь за четверть честную двойку, тебе же хуже будет - портишь отчётность.
Не надо думать, что учителя ничего не делают - регулярно проводятся соревнования разные конкурсы, рассказывается о вреде курения, алкоголя, мобильных телефонов, компьютерных игр, но вся эта информация просто капля в море. Детей воспитывает телевидение и Интернет. Не раз проводил анкетирование учащихся - героями мальчишек являются Человек-Паук, Блейд, Терминатор, Гарри Поттер (он популярен и у девочек), Гэндальф, и т. п., ни одного русского персонажа, хотя не может не радовать то, что это положительные персонажи, которые бьются со злом, т. е. стремление к Справедливости у детей есть, они ещё русские.
С девочками дело обстоит хуже, они попали под власть Западной культуры капитально - их кумиры, представители поп-музыки, героини различных сериалов (типа «Няни», «Счастливы вместе»), идеалы мужской красоты Тимберлейки, Бреды Питы. Их привлекает внешний блеск, они не имеют представления о духовной красоте, хотя даже среди них есть девочки которые читают (!) книги, стихи, но они тонут в общей массе будущих потребителей.
Всеобщая увлечённость детей популярной музыкой, разбавленной уголовным романтизмом (шансон) и рэпом, посещение дискотек с 5-6 классов. Сразу вспоминаются слова А. Гитлера, из застольных бесед: «... надо дать им алкоголя и табака сколько их душе угодно...Музыки они, конечно, могут иметь сколько им угодно...всё, что надо деревенским жителям, это музыка, музыка и ещё раз музыка. Весёлая музыка - отличный стимул в тяжелой работе; дайте им все возможности потанцевать, и все селяне будут нам благодарны...».
И не надо думать, что такая школа исключение, наша школа ещё одна из лучших в районе - серебряные и золотые медалисты, первые места на олимпиадах, сильные учителя, победители разных конкурсов. В городах положение усугубляется тем, что там есть т. н. «золотая молодёжь», в сельской местности это ещё не так заметно.
В школе практически отменен общественно-полезный труд, теперь запрещено «эксплуатировать» детей: в итоге наплевательское отношение к школе, можно рисовать на партах, плевать на пол, рисовать на стенах.

Современная средняя школа. Записки учителя


Сообщение отредактировал Yuliya Eff: 08 Январь 2014 - 22:55


#9 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 08 Январь 2014 - 22:54

Во втором примере видим - простое перечисление событий, фактов. Им дается явная оценка -

это плохо, то - хорошо... Читатель только сидит и ахает, слушает. Или цокает языком.

 

А в принципе, ничего нового. Эти жалобы можно на любой пьянке среди учителей услышать.

 

Но раз написано и прочитано, то скажу еще - чего то не хватает для полноценного рассказа. Остался один психолух - и он никому не может помочь - вот такое ощущение, а все его пациенты, как скользящие мимо тени.

Было желание написать вскользь обо всем, не акцентируя на людях внимание, а на самой ситуации - взрослые врут.  Мать говорила о семье как о благополучной, для нее орать на ребенка - норма, а пришла к психологу, потому что типа модно сейчас обращаться к ним. Психика и все такое.

 

Кстати, история на 99% реальна. Где приврала - не скажу.))


Сообщение отредактировал Yuliya Eff: 08 Январь 2014 - 23:00


#10 Vladimirovna

Vladimirovna
  • Amigos
  • 571 сообщений

Отправлено 08 Январь 2014 - 23:14

Нда в жизни все реально на 99 процентов - учителя бухают, родители на детей орут, а дети на родителей. 

И среди этого безумия бредущий психолох с вырванным сердцем из груди, освещает всем дорогу.



#11 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 08 Январь 2014 - 23:26

Нда в жизни все реально на 99 процентов - учителя бухают, родители на детей орут, а дети на родителей. И среди этого безумия бредущий психолох с вырванным сердцем из груди, освещает всем дорогу.

:P

 

это утрировано же))



#12 Лестада

Лестада
  • Модераторы
  • 1 960 сообщений

Отправлено 08 Январь 2014 - 23:28

Я завтра, на свежую голову прочитаю. Сегодня уже выдыхаюсь.



#13 Лестада

Лестада
  • Модераторы
  • 1 960 сообщений

Отправлено 11 Январь 2014 - 00:10

Хорошая работа. Такое бы хорошо многим почитать.



#14 Justa D

Justa D
  • Amigos
  • 1 340 сообщений

Отправлено 11 Январь 2014 - 18:49

Фигассе, благополучная семья. Папаня - сиделец. Где ж тут благополучие? По тексту: показалось, что не хватает присутствия. Хотя, с другой стороны - это ведь записки. Но мне кажется, что и идея и сюжет достойны немного другого штиля. Не записок, а истории.

#15 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 12 Январь 2014 - 13:15

Нет, это должны быть именно записки. Данный жанр вызывает обычно доверие некоторой публицистичностью, достоверностью. У меня все же, помимо художественной, есть еще цель общеобразовательная. Не как у бабок на скамейке или лучшей подруги, дающей совет: "Напейся и забей", - потому что не помогает бытовая психология. Мама Артурца тоже считала себя компетентной и с её точки зрения, семья благополучная - для остальных. Потому что признаваться другим стыдно и, кажется, обмануть - выход.



#16 Rovena

Rovena
  • Amigos
  • 503 сообщений

Отправлено 12 Январь 2014 - 20:53

Чтобы вылечить детей, лекарство надо давать в употребление взрослым. 

 

Жанр действительно вызывает доверие и кажется эдаким руководством к действию, читатель даже забывает, что перед ним художественное произведение.

Показалось, художественность эту рассказ как раз-таки и порастерял из-за "записочного" стиля повествования. Последний абзац вернул всё на место: психолог - тоже человек, обижается, сетует и... в общем, честно признаёт себя не только специалистом, но и личностью. 

Симпатично!



#17 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 12 Январь 2014 - 22:27

Спасибо всем, давшим оценку. :ромашки:

Эта вещица для меня особенная, не страшно, что не всем понравилась (как мне 8%) ). Я перечитала её и "Зарницу" спустя 4 дня, на свежую голову. И похвалила себя. %)

Во-первых, долго шла к ней (вообще, этому циклу рассказов). Во-вторых, дальше будет видно, как и что где поменять.

Пусть даже не формат и не совсем про Рождество. Главное - что был стимул начать, дальше, думаю, будет легче.

 

Последний абзац вернул всё на место:

Теперь ты знаешь обо мне все! %) Это был спецальный хитрый авторский ход, чтобы совсем не удариться в пересказ.



#18 Fertes

Fertes

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 4 562 сообщений

Отправлено 05 Февраль 2014 - 21:20

Итог истории))

 

бишкекчанка.jpg

 

Конечно, я как вечно неудовлетворенный работой автор, с отчаянием читаю номер и вижу, что речь еще равнять и равнять, шероховатостей, способных запудрить мозг читателю, предостаточно.

 

Следующую историю постараюсь максимально отредактировать, дать отлежаться.))






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Фэнтези и фантастика. Рецензии и форум

Copyright © 2024 Litmotiv.com.kg