О том, почему литературных конкурсов в КР всё больше, а великих Писателей не прибавляется.
Я сразу оговорюсь, что не буду озвучивать имен и организаций: творческие люди обидчивые, особенно на правду, кто себя узнает, - сможет утешиться анонимностью моих аргументов.
В остальном – находясь в здравой памяти и трезвом уме, утверждаю…
Для начала попробуйте мне привести в пример хотя бы одного великого поэта/прозаика/драматурга от 20 лет до, скажем, 60 в Кыргызстане? Уточню: под «великим» я буду подразумевать такого автора, который проникает в душу при чтении, запоминается, он становится читабельным наркотиком, который хочется читать ещё и ещё, он (она) меняет мировоззрение, его/её цитаты заучивают наизусть. В основе, таким образом, мощное положительное влияние на читателя-современника, как это бывало у классиков. Дело даже не в том, что такие великие обязательно должны быть опубликованы и изданы в 20 тысячах экземпляров. Таких авторов от руки можно переписывать. Вот есть у вас автор, чье произведение вы бы переписали от руки, чтобы показать своим друзьям? Дело не в отсутствии техники, а в желании идти за автором попятам.
Есть талантливые, есть такие, которых приятно читать, которых хочется перечитывать и даже можно не спать полночи, раздумывая над его/её стихотворением/рассказом… Есть. И больше чем уверена, что каждый второй читающий это и пишущий давно и много, тут же подумает о себе: «Да, я такой!» )))))) И каждый автор уверен, что его/её стоит не просто публиковать, а издавать книги тысячными тиражами, и он спасет мир. ))) Оставим этот пункт. Потому что лучшим показателем будет мнение читателя и то количество перепостов в режиме онлайн, сколько займет ваша вещь. Без вашего, замечу, личного участия. К примеру… Мнения важных, членсоюзписателевских критиков может быть хоть сотню раз растиражировано в печати, но, на самом деле, судьба ваших брошюр может втихую заканчиваться на полочке в туалете и незаметно «худеть».
Если вы автор, причем неоднократно опубликованный в местных альманахах, и искренне верите, что вы пишите не хуже тех же Чехова, Набокова, Булгакова, вернее, достойны не меньшего внимания, то я рекомендую положить у себя под носом книги этих Писаталей, прочитать страниц 10 их, а потом сразу же прочитать своё. Полагаю, что никаких сомнений в собственном убожестве у вас не останется.
К чему я клоню? Да это просто ремарка была, относительно величия некоторых. Я могу о себе сказать, что из современных официально заслуженных писателей КР я бы хотела видеть на полке только книги Александра Зеличенко. Субъективно – детективы, милицейские историю люблю, прочитала многое, из того, что было на литературе.кг. Всё. Остальные, книги которых я бы хотела иметь дома, - авторы, которых как бы нет, ни в официальных альманахах, они неохотно участвуют в конкурсах, или просто не могут в силу ограничений этих конкурсов.
Я пропущу важность финансового поощрения в конкурсах: тема избитая, чего её добивать?
Меня уже даже не забавляет – вводит в уныние подсознательное ментальное программирование местных членов жюри и редколлегий. Я всё понимаю: новой литературе КР нужны новые айтматовы. Но какой ценой? Если произвести выборку работ-победителей на крупных литературных конкурсах, то в финал выходят работы, имеющие национальный колорит разного окраса. Юрты, акыны, манасы… Произведения общего глобального масштаба, в которых нет ни одной Жылдыз или Женишбека – обречены на невнимание.
Буквально сегодня состоялся небольшой такой диалог с автором, победившим в конкурсе, назовем конкурс ЦАЛ, в прошлом году. На тот конкурс были выставлены шикарные рассказы и работы. То, что вошло в финал, меня шокировало. Хотя на вкус я не жалуюсь: в приоритете классики, в том числе зарубежные.
Так вот, о диалоге. Прошу прощения у А. за вольное цитирование:
(Я) – Нет, не верю в наши конкурсы… В них без манасов не обойтись.
(А) – Почему? Мой вот рассказ про дворника опубликовали же в альманахе.
(Я) – А дворник был наш?
(А) – Да.
Я держала в руках книгу победителя этого конкурса, успела почитать пару страниц. И без всякого сожаления вернула назад: тратить кровные на это – предательство по отношению к затраченным усилиям за эти деньги.
Разумеется, я понимаю, что зарубежным лит.провайдерам это нужно: им свои гари поттеры надоели, хочется колорита. Наши же это делают исключительно из национальной гордости. Вообще-то, литература стояла всегда выше подобных ограничений, и нет никакого другого ограничения, кроме как качество. Не должно быть.
Активно в современной КР-литературе я более четырёх лет. Прежде чем создать сайт tvorchestvo.kg, года два внимательно мониторила происходящее: что актуально для современных авторов, что им нужно на самом деле, что будет востребовано. Наблюдала за ходом и результатами конкурсов как в онлайновой среде, так и в оффлайновой. Да, это тоже национальная гордость сработала или любопытство – почему же у нас столько всего происходит, а толку мало? И вроде все такие талантливые, победителей куча, а воз и ныне там. Прочитали – поаплодировали, вручили видеомагнитофон/премию и забыли…
Вы только задумайтесь. В КР ежегодно проходит несколько официальных, под патронажем добрых спонсоров, массовых конкурсов. Большая часть из них проходит под примерным лозунгом «Поддержим отечественного автора, откроем миру новые имена». Чаще эти конкурсы имеют возрастные ограничения – до 25 лет. А те, у которых таких ограничений нет – есть другие, ментально-подсознательные, о которых я сказала выше. Я не права? Понаблюдайте и почитайте, не только работы победителей, но и аутсайдеров.
Вернемся к молодым. Как проходят такие конкурсы? Авторы присылают работы на указанную почту, ждут какое-то время, потом появляются результаты – лист победителей. Затем – по радужной схеме – вручение призов, сертификатов и т.д. Что приобретают авторы? Уже сказала – мат.ценности и моральное удовлетворение в случае выигрыша или попадания в альманашек на тыщу экземпляров, которые организаторы вручают торжественно штуки по три или больше и просят распространить. Уважаемые организаторы! Хотя бы половину своих альманахов отправьте по книжным и попробуйте их продать. Скорость распродажи и популярность будет прямо пропорциональна качеству работ, попавших в альманах. Всё очень просто.
А дальше? Что, по идее, на самом деле необходимо любому МОЛОДОМУ автору, который (вот теперь-то я произнесу эти слова) хочет стать как минимум хорошим Прозаиком и Поэтом? Ему нужен конкретный опыт, который позволит расти. Есть одаренные личности, которым разбор полетов не нужен по той причине, что они уже непохожи ни на кого, только они об этом не знают.))))
Я с огромной благодарностью вспоминаю летнюю литературную школу Айтматова. Мастер-классы, разбор лит. «полётов», знакомство с основами поэзии и прозы. И, самое главное, мы учились на ошибках друг друга.
В случае с конкурсами в стиле написал-послал-получил приз отсутствует это самое необходимое общение. А если не прошел, то так и будешь терзаться вопросом, что было не так…
Да, я капризный читатель. Именно после Чехова, Набокова, Булгакова. То, что мне попадало в руки, альманахи, вышедшие по результатам конкурсов за последние три года, - шлак. Две-три стоящих страницы, два-три более-менее стоящих авторов, у которых есть дар слова и качественная фантазия. Тех, кто может ломать стереотипы еще меньше.
Опять же, не называя имен, недавний пример.
Проходит конкурс, такой междусобойчик в режиме онлайн. Ограничения – до 25 лет. Школьники, студенты… То, что публиковалось на площадке, могло вызвать только слёзы скорби по современной литературе. Про элементарную грамотность я даже не заикаюсь. Но площадка выиграла грант. Этот грант надо отработать, выпустить альманах. Организаторы, объясните мне, почему обязательно альманах? Ведь их никто, кроме вас, авторов и их знакомых, родственников, которым перепадет эта макулатура, читать не будет. Оргам и авторам хаять эти лит. экскременты не комильфо, родственникам гениев – опасно. Не согласны с определением? Опять берем Чехова и перечитываем.
По результатам междусобойчика, о котором я говорю, все работы, по идее, должны были войти в альманах (прости Господи!), потому что финал проекта был рассчитан только на участников. Закончилось все тем, что, по словам организатора, вмешались «посторонние люди», и в альманах набрали совершенно посторонних авторов, что было крайне неприятно для участвовавших авторов. Выводы? Я - без комментариев более, уточню лишь, что сие мероприятие было для молодых писателей и поэтов. До 25 лет.
Мне уже даже не интересно, почему нашим авторам, в особенности тем, кому до 25, очково участвовать в конкурсах, где правду о лит.шлаке могут сказать в лоб, в то время как этой практикой не гнушаются российские авторы, которым далеко за 40-50 и которые имеют собственные книги много тысячными тиражами, раскупленными и популярными.
Общаются, делятся опытом, находят «блох» - ошибки, если совсем уже сказать нечего.
А с нашими надо работать наоборот – начинать с элементарной грамотности. Ибо пишут авторы так годами, пока конкретно кто-то из злобных критиков не ткнет носом в кАрову.
Поэтому, суммируя все вышесказанное, я прихожу к выводу:
- Такие конкурсы либо отмывают деньги с грантов
- Такие конкурсы служат для галочки и повышения ЧСВ организаторов, пекущихся о современной литературе, а, на самом деле, загоняющих её (литературу) в конъюнктурную безграмотную пропасть
- Организаторы таких конкурсов просто не в курсе того, что они на самом деле делают.
Хотите знать, что делать? Возьмите миллион, заверните их в непрозрачный целлофан и бросьте в мусорку у Албанского посольства в 12.00 этой субботы, и я вам потом скажу.
- Определитесь – ЗАЧЕМ вы это делаете. Какова цель?
И не просто поставьте эту цель, а разверните её значение и результат. Поддержать молодых авторов? Чем? Каким образом? Выдать приз и выпустить очередной мало интересный альманах? Вы хоть раз посадили пусть бы одно дерево после выпуска альманаха? Нет? А что так? Графоманов жалко, а природу нет? Вы даже на этом деньги не делаете, так, воздух гоняете с севера на юг, и все.
- Что положено Юпитеру, то не положену быку.
Хотите помочь молодому автору? Научите. Хотите помочь литературе родить Мастера – ищите его без всяких ограничений и стереотипов, национальных или литературных. А вдруг Кыргызстан прославится благодаря новой Стефани Майерс, которая не будет писать о Манасе или напишет о нём так, что сказители в гробах перевернутся? Почему мы боимся нового? Был же пример с Евой Алли. Не прокатил «шедевр». Вот вам и наичестнейший покупательский показатель.
И последнее. Я сама когда-то была автором до 25. Успела опубликовать несколько дешевых рассказиков для подростков. Была и денюжка за конкурсы, и призовые места. Всё это, безусловно, приятно. Но именно классики, настоящие писатели, их талант, остановили меня в свое время от графоманства – пиши о чем угодно, только пиши! – стыдно стало. Никто не сказал – сама поняла, слава Богу. И относиться к этому серьезно на сто процентов не стоит. Если у автора вся жизнь зависит от полученных премий, похвал, одобрения – ему к психотерапевту дорога. Но если литература становится его жизнью, то надо стремиться к качеству, а не есть, как муха… отходы жизнедеятельности посторонних.
Уважающий себя читатель не будет тратить время на шлак.
Так что? Думаем об авторах или литературе, создаваемой этими авторами?
Постскриптум.
Я тоже ещё тот любитель организовать литературный междусобойчик с призами и прочими ништяками. Но делаю это для следующих целей:
А) для развлечения. Должно быть интересно не только мне.
Б) чтобы научиться новому, узнать новое. Поэтому конкурсы строятся таким образом, чтобы сбор работ не стал самоцелью.
В) общение. Я хочу знать, что думает, чувствует читатель, когда тратит время на мои слабые попытки приблизиться к Чехову сотоварищи.
Г) мне интересны любые результаты. Как положительные, так и отрицательные. Отрицательные, порой, учат большему.
И лично для меня, всё это - самая сильная и нужная поддержка. Но, если кто-то всё же подарит миллион, я не обижусь.))))
ПС2. Данный опус написан не для поучения, но для того, чтобы поделиться опытом, информацией.