Перейти к содержимому

Theme© by Fisana
 

kalpa

Регистрация: 18 Мар 2013
Offline Активность: 14 Авг 2014 01:21
-----

#9667 На восток и обратно, если повезёт... (повесть-фэнтези)

Написано kalpa на 31 Март 2013 - 23:27

Так... продолжение, традицию сайта помню.

Глава 2. В большом оазисе


2.1 Большой перекрёсток на Пути


Впереди раздались радостные крики – показался оазис Дунхуан. Правда, высокие барханы скрывали постройки и стоянки караванов до последнего песчаного «хребта» - уж больно высоки здесь были «пустынные холмы». Это был очень большой оазис со знаменитым озером в виде полумесяца. Жило здесь сразу более десятка общин торговцев и ремесленников из разных племен. Хозяевами были, конечно, тохары, уже много веков проживающие в этих местах. Их страна раньше простиралась от гор Памира до равнин Поднебесной. Пришли они сюда очень давно, с севера – пустыни раньше не было. Разливалось здесь огромное море. Со временем солнце выжгло страну. Осталось немного солоноватых озёр, река Тарим и много мелких речушек, пересыхающих летом. Почти всей этой страной постепенно завладевают пески – появилась великая пустыня Такла-Макан, похоронившая уже некоторые города и возделанные поля. С севера продолжали накатывать орды кочевников - пограбить богатых тохаров. С юга врывались для грабежа безжалостные кяны-тибетцы: у них в стране на высокогорье всегда было очень скудно жить.
Изображение

Потому держава богатых и умелых тохаров не выстояла. Китай, где их называли «юэжчами» («мясоедами»), обещал помогать, но не смог – орды кочевников донимали его не меньше. И если усуни-скотоводы соседствовали и уживались с тохарами долгие века мирно, как и пришедшие недавно, несколько поколений с севера предки уйгур, то остальные кочевники-«сородичи», регулярно совершающие набеги, мира придерживались очень и очень редко. Усуни, не дождавшись помощи от тохарских князей, обиделись и всем племенем перекочевали на запад через Джунгарию за хребты Тэнгри–тау (Тянь-Шань) в Семиречье (Восточный Кахастан и Киргизия). Там, в широких степях, уже мало оставалось племён саков – многие скифы ушли на запад.
Изображение

Малочисленные пока уйгуры только начинали осваиваться, перенимая умение здесь жить осёдло, китайцы называли их «слабосильными хунну» - один Род насчитывал от нескольких сотен до тысячи людей всего и не представлял для Поднебесной хоть какой-либо угрозы. Все кочевники в Гоби с незапамятных времён составляли большую систему Родов, китайцы их называли "Домами", которые были связаны между собой семейными узами. Порядки и традиции старого родового уклада поначалу бережно соблюдались всеми в степи. Но жизнь вносила свои, подчас необратимые, грустные перемены.
Изображение

За три с лишним сотни лет до рождения Вогаза настала в Гоби величайшая засуха. Она длилась почти два поколения. Великая благодатная зелёная равнина была выжжена на многие десятилетия. Появились пустыни: Алашань и Такла-Макан. Случился громадный падеж скота у кочевых племён, почти исчезла дичь. Начался страшный голод, болезни и мор. Участились столкновения между Семьями за источники воды и пастбища. Ожесточились свары за территорию кочёвок. Большинство старейшин смогли уговориться о встрече и великом совете кочевых племён Западного Гоби. Рядом со священным водопадом на реке Орхон в Хангайских горах, в месте, указанном шаманами, состоялся великий Хурал, большое собрание, с одним вопросом: как выжить.
Изображение
Долго совещались вожди и старейшины. Вспоминали легенды, делились опытом и сведениями о жизни в разных концах земли. Сложно было, слишком много быстрых желаний было... и между Родами произошёл великий раскол. Большая их часть, около 80 "Домов", решила пойти на юго-запад, чтобы присоединиться к дальним родичам, народу хунну. Они уже давно жили ордой, новым порядком для постоянной войны, и считались предавшими традиции и правила старого уклада: нельзя жить набегами на соседей, разорять их дома, собирать с них дань, угонять людей в плен.

Меньшая часть Родов, около тридцати, перекочевала на юго-запад в предгорья Тянь-Шаня, а десять из них пошли ещё дальше на юг, попросившись в мирное соседство к тохарам, давним жителям Таримского края и Джунгарии. Возле водопада на реке Орхон, предками уйгур была дана клятва соблюдать традиции старого родового уклада и не поддерживать никаких отношений со сторонниками орды. А когда племя после раскола восстановит свою силу, то по воле Великого Неба вернуться в Хангайские горы и создать "свою страну". Потомки должны были передать следующим поколениям эту мечту.
Изображение
Большая часть тохаров, как узнал Вогаз, давно ушла на запад, через Памир в Хорезм и Бактрию попытать счастье «под рукой» персов. Остались лишь те, кто имел семьи с соседними племенами. Они даже говорили уже на неродных языках. Китайцы же старались расширить своё присутствие и влияние здесь – торговля на всём Великом Пути почти не останавливалась.

Омерзительной приметой перемен в жизни кочевых народов стало большое количество банд, грабивших караваны, небольшие поселения и уединенные стойбища. Отщепенцы, изгнанные из различных Родов, где не было рабства и смертной казни за тяжёлые проступки, вместе с разнообразными "вольными богатырями", которые категорически не принимали жестокую дисциплину и беспрекословное послушание властителю орды шаньюю и "мечтали" основать свою собственную орду, носились по всей Великой равнине, терроризируя простых людей. Тохары по давней договоренности с усунями, динлинами и другими порядочными кочевниками создавали сводные отряды охотников за разбойниками. Взятых в плен бандитов немедленно казнили. Хунны же из восточной орды, предпочитали вылавливать этих "нелюдей" и продавать в рабство в Поднебесную, где их кастрировали и отправляли на самые тяжелые работы. Противостояние продолжалось испокон веков, затуманивая причины стычек, усобиц и войн в Гоби и не видно этому было никакого предела. Вогаз полностью соглашался с тем, что умение защищаться и воевать было обязательным правилом для любого народа, даже очень миролюбивого.

Оазис Дунхуан был очень людным, почти большой город. В этом месте начиналась развилка дорог Великого Торгового Пути. Северная называлась «летней», когда не так жарко, и шла через оазис Хами в Турфан, далее - или на северо-запад в Урумчи, потом в Семиречье, через земли усуней, мимо озера Иссык-Куль в Хорезм, или прямо из Турфана на запад в Кашгар к Памиру, потом в Хорезм и Персию или же на юг в Индию через Кашмир. Южная дорога называлась «зимней» - не так холодно в зимнее время. Она тянулась вдоль хребта Куньлунь на запад, огибая пустыню Такла-Макан с юга, и через Хотан и Яркенд тоже выходила в Кашгар. Через высокие горы Куньлуня также были редкие и сложные караванные пути в зловещий Тибет и дальше на юг - в сказочную богатую Индию.

Самар в первый день стоянки никого из молодых охранников не пустил на громадный рынок. Пошли опытные люди. Разведать, что и как. Собрать новости, слухи и… сплетни. Молодым наказали нести стражу особо внимательно. Якобы здесь всегда бывали неоднократные случаи неурядиц между общинами, а также воровство и грабежи. Причем вспышка насилия может случиться в любое время, несмотря на строгие вековые традиции совместного пребывания в оазисах. А тохары уже не могли здесь поддерживать строгий порядок: их община становилась всё меньше. Равновесие поддерживалось договоренностями, основанными на мудрости веков, между главами всех общин. С каждым годом якобы требовала себе больших привилегий китайская часть жителей оазиса – количество их торговцев росло быстрее всех. Именно сюда медленно тянулась постройка Великой китайской стены по приказу первого объединителя Поднебесной императора Циня Шихуан-ди. Якобы для защиты торговли и караванов на Пути.
Изображение
Но, по сплетням, китайцы, которые успели возвести недалеко от оазиса очень сильный форт, защищать тех, кто не их племени, не будут. Примечательно другое – по всему восточному участку Великого Пути, от Дунхуана до самой столицы Поднебесной страны Чаньаня (теперь г.Сиань), растут города, и торговля набирает всё больший вес. Караваны идут почти непрерывным потоком и китайцы тщательнее присматриваются к Турфану, Кашгару, Яркенду, Аксу, Урумчи и другим городам и оазисам тохаров. Особенно к Хотану, где добывали очень ценимый в Поднебесной молочный (белый) нефрит. Нынешний император У-ди из династии Хань, очень энергичный и строгий правитель, сильно интересуется Западом, в частности, отличными конями, которых разводят в Ферганской долине. Его военачальники удачно повоевали с дальними родичами уйгуров, восточными гуннами, населявшими равнины Великой Гоби. По-китайски их называли «сюнну» («хунну»). Временно снизилась опасность нападений кочевников, и теперь Поднебесная быстро расширяется на северо-запад, уже почти до этого оазиса. Однако император лично занят у себя затяжной войной на северо-востоке со страной Корэ (Кореей). Пока…
---------------
дальше будет


#9268 На восток и обратно, если повезёт... (повесть-фэнтези)

Написано kalpa на 22 Март 2013 - 02:36

Ув.Sheron, спасибо! Постараюсь радовать Вас и других читателей дальше. Мои извинения за стиль и "рваность": эпизоды выливаются в текст иногда очень быстро, как из пулемёта. За присест 4-5 страниц, а потом по многу раз приходиться переделывать - уточнять тонкость интонаций смысла в каждом эпизоде. Диалоги, честно признаюсь, не люблю, но обожаю паузы..., правильно описать которые не всегда получается. О существовании таких определений как "фокал" и плеоназмы", с которыми у меня большая проблема, я узнал только в начале этого года. :( Правку, редактирование и т.п. откладываю - время улетает быстро. Сложности в моей голове: после 1й главы у меня "пошли" первые две части 4й, затем - первые части 2й главы, потом - вторые части 4й главы, добавление воспоминаний в первую главу, вторые части 2й главы, потом - 3я (не закончена).. Потом эпизоды из 5й,6й, и двух предпоследних (без номеров). :blink: Короче - на готовую работу прошу не рассчитывать до... конца лета (мне так кажется... пока). Ваши точки зрения важны чем: уточняя какой-либо нюанс по тексту, который мне не заметен, Ваши замечания "приоткрывают" в моих "картинках" подробности, делающие текст "живым" и "полным". Некоторые моменты могут так и остаться спорными (шашку я подточил). Но всё же обратите внимание на те "моменты", которые Вы видите "не так". Уточним их суть вместе. Опус не является научной монографией и точка... - ну нет достаточных исторических свидетельств. Для меня он интересен 1) попытками простого человека ответить на четыре вопроса "Кто я?", "Чего я хочу?", "Зачем я здесь?" и "Куда я иду?" и 2) как люди пережили в те времена и в том регионе переход от освященных веками традиций старого родового уклада, наполненных любовью, теплотой и заботой в каждой семье, к неибежности прихода "нового порядка", т.е. орде. Что было утрачено, но осталось в легендах и... счастье устоев большинства пратюркских семей. Может и сегодняшних тоже. Моя покойная мать в 50-60гг прошл. века много работала на Памире, Хамар-Дабане и в Чебоксарах, была геоботаником. Её рассказы о том, какие люди живут в Киргизии, Бурятии и Татарстане оставили мне только приятное впечатление. Сама она из потомков авар, сосланных в середине 19в. в Калужскую губернию на поселение. И пример-антипод: бравурное жизнеописание легендарного шаньюя Модэ, при котором орда хунну добилась наибольшего расцвета... Удачи Вам и успехов!!! :)

P.S. Очень много необычного я узнал из рассказов моего друга детства, казаха. У прапратюрок было много чем заинтересоваться для понимания уже нашего мира. Не считайте, пожалуйста, это пост "идеологическим".


#9186 На восток и обратно, если повезёт... (повесть-фэнтези)

Написано kalpa на 20 Март 2013 - 16:50

так... меняю в заглавии и...

Изображение

что-то на меня накатило сегодня...




Copyright © 2024 Litmotiv.com.kg