Перейти к содержимому

Theme© by Fisana
 

Публикации Igor Igorevich

9 публикаций создано Igor Igorevich (учитываются публикации только с 16-Май 23)


#25912 Менторити

Отправлено от Igor Igorevich на 22 Январь 2016 - 19:45 в МАСТЕРСКАЯ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ

Ой, перечислять долго)) скажем так, в разные игрульки рубился с тех пор, когда вульфштейн и ф-16 на дискетах помещались)) последняя - четвертый фаллаут)

Годится. :)

Что именно в сюжете того же Fallout-a вам показалось завлекательным? Начиная с периода крио-сна?




#25911 Неожиданный ракурс

Отправлено от Igor Igorevich на 22 Январь 2016 - 19:37 в Хоррор и мистика

Схема: Сюжет, интересность, стиль, общее впечатление от работы - от 1 до 10 баллов + более-менее развёрнутое обоснование.

6.

Работа хороша, по-женски милая с минимальным интеллектуальным содержанием (основы фотографии). Большая часть занята личностной перипетией, будто приготовился BBC смотреть, и канал переключился на многострадальный женский сериал. Личное непредпочтение, извините. :( Никогда их не любил, эти жалейки.




#25909 Назови коррупцию по имени

Отправлено от Igor Igorevich на 22 Январь 2016 - 19:30 в Фантастика и фэнтези

Схема: Сюжет, интересность, стиль, общее впечатление от работы - от 1 до 10 баллов + более-менее развёрнутое обоснование.

6.

 

Всем опостылели былые враки, и больше не мяукают собаки. (с)

 

Социальный треш, не превзойдённый в том числе благодаря имени Джельсомино, в стране коррупции, остановился на станции "Парка Юрского периода" и там же застрял.

Уснул на половине и проснулся в конце. Я бы сократил всю непродуктивную часть "пришёл-ушёл". Если помнить авторскую праисторию, то стиль этой попытки уступает простой и ненатужной прозе Дж. Родари. Пока что это неудавшийся плагиат с участием динозавров.




#25907 Менторити

Отправлено от Igor Igorevich на 22 Январь 2016 - 19:10 в МАСТЕРСКАЯ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ

Горгулья , Justa D , Panzer , fotka , в какие компьютерные игры играли, могу узнать? :)




#25906 Галактика №5 (Антиутопия) Автор - Артез

Отправлено от Igor Igorevich на 22 Январь 2016 - 19:09 в МАСТЕРСКАЯ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ

Проуд

Пиджер

Ира

Навуходоносор и Света. Диссонанс, есь же.

Очень напугала вот эта фраза: " приоткрылся мой рот рогатый" Не смог себе представить рогатый рот

Это что! Я видел рогатый зад. Дело было в молодости, и грибы тогда были хороши.

Перевод имён с латыни: Гула – чревоугодие; Ира – гнев; Проуд – гордый; Люст – похоть; Инвидиа – зависть; Пиджер – ленивый; Аварус – алчный.

Единственное, за что можно простить этот микс "Звёздных воин" и "Властелина колец" в непрофессиональном исполнении. Жанр древнегреческого театра - морески - забыт несправедливо.

Даже явная грамматическая ошибка ("спроста" пишется в одно слово) здесь на месте.

:blink: Нириальна проста.

 

Схема: Сюжет, интересность, стиль, общее впечатление от работы - от 1 до 10 баллов + более-менее развёрнутое обоснование.

3 балла.

Не вижу, что здесь можно развёрнуто обосновывать. Всё сказал выше.




#25838 Менторити

Отправлено от Igor Igorevich на 17 Январь 2016 - 11:58 в МАСТЕРСКАЯ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ

Менторити

 

И станут последние первыми. (Евангелие от Матфея)

 

Побег из мышеловки

Когда проводник очень странного поезда, идущего через странные города, на ходу вышвыривает в окно безбилетного подростка или пускает пулю в шляпку безобидной старушке, которая не смогла наскрести с пенсии на билет, – это просто тёмная сторона безумия. И если ты хочешь выжить, то у тебя есть два выхода: признать безумие и лечь в больницу, где тебя обязательно обколят с головы до ног галоперидолом; либо стать частью этого бреда. Быть травой для кроликов-санитаров я не захотел, поэтому принял все странности, выпавшие на мою явно больную голову за последние недели, как должное наказание за нечто содеянное, как испытание, через которое нужно пройти. Иначе – пуля в лоб, грудь, пах. Мерзкое непонятное чувство – нечто сродни дежавю – постоянно подкидывает такие картинки.

 

Я наблюдал за этим поездом долго, поэтому был готов (на этот раз?) к побегу. Оружия у меня не было, поэтому стоило всё сделать с аптекарской точностью.

 

К платформе подошёл поезд. Безобидная старушка в шляпке с радостными подсолнухами, блеклый подросток с наушниками и жвачкой – руки в карманах –  зашли каждый в свой вагон, седьмой и четвёртый. Сели у окна. Я стоял с независимым видом, словно просто наблюдал. Билета у меня не было: он стоил так дорого, что мне пришлось бы разносить пакеты ещё лет сорок, пока я не сдох бы от старости и счастья у билетной кассы.

 

Наконец, улыбающиеся проводники помахали в пустоту вокзала руками и закрыли за собой двери в четвёртый, седьмой и девятый вагон. Я видел, как все они двинулись в начало поезда, и только тогда он выпустил пар, и сцепное дышло вздрогнуло. Поезд тронулся с места, прочь из этого серого города, похожего на мышеловку с тысячью дверей, ведущих в тупик.

 

Дождался, пока проводники достигнут будки машиниста и закурят – я бежал рядом с машиной, я ведь провожал. И, когда поручни готовы были ускользнуть от меня, я набрал скорость и зацепился за дверцы между последними двумя вагонами, пнул дверь и оказался в тамбуре.

 

Теперь мне предстояла самая сложная игра. Я подождал, пока мимо меня не пролетит окровавленная шляпка с подсолнухами, затем подросток. Поезд набирал скорость, а вооружённые проводники целеустремлённо двигались в сторону последнего вагона в поисках безбилетного пассажира.

 

Я зашёл в последний вагон, открыл окно, подтянулся, немного усилий –и я на крыше. Пройдёт ещё немного времени, достаточно, чтобы преодолеть несколько вагонов, прежде чем меня заметят. Что будет дальше, я не знал, дежавю на этот раз молчало…

 

Первая пуля просвистела мимо, когда я достиг шестого вагона. В тамбуре между пятым и четвёртым находился один из проводников. Я, уповая на ветер и скорость, которые могли бы помешать траектории пуль, выпускаемые из пистолетов проводниками (славно, что не из автоматов), уповая на свой счастливый день, я прыжками преодолел крышу четвёртого вагона, скользнул вниз, к крайнему окну, у которого недавно сидел подросток, – и влетел внутрь. Не останавливаясь, пересёк четвёртый вагон и в тамбуре сбил с ног задумчивого проводника. Такое ощущение, что у него был какой-то баг, потому что после убийства безбилетного (?) подростка мужик впал в ступор, дымя сигаретой.

 

Наша потасовка длилась не долго – я пару раз приложил проводника, даже во время драки не выпускавшего сигареты из сжатых зубов, о стену тамбура. Самый суровый в мире проводник сполз по стенке. И тогда я забрал у него пистолет. Так у меня появилось оружие.

 

Что-то внезапно изменилось, я это почувствовал. Но разбираться было некогда. Я устремился к первому вагону, будке машиниста, в процессе бега отмечая изменившийся пейзаж за окном. Позади осталась высокая кирпичная стена старого городка-мышеловки, который едва не свёл меня с ума. Посмотрим, что ждёт в новом.

 

 Двое вооружённых проводников уже почти настигли меня, преодолев на крыше поезда расстояние в несколько вагонов и спустившись во всё то же окно, которое я забыл закрыть; впереди виднелась платформа незнакомого вокзала. Я открыл дверь в первом тамбуре ровно в тот самый момент, как колёса моего вагона пересекли границу, – выпрыгнул наружу и побежал. Целый и невредимый! Странно, но оставшиеся проводники не стали меня преследовать. Возможно, их товарищ остался жив, а возможно… Об этом я старался не думать.

 

Не раздумывая, я направился в гостиницу, выбрал невзрачную, находящуюся рядом с большим бело-мраморным отелем, снял номер, который находился ближе остальных к служебному входу, и, не помня себя от усталости, дошёл до кровати и моментально уснул.

 

Ветер перемен

Я родился, очевидно, заново 25.10.2019 в 13.34.18 – так показал мой таймер. И только спустя неделю (?) нового существования в голову мне пришла ужасающая мысль: если я не болен, то, скорее всего, являюсь жертвой какого-то эксперимента. День Зеро – день моего «рождения», всё, что было до оказалось стёртым. Как меня звали? (Имя я узнал от людей, которые обращались ко мне на улице и на работе – Иван). Что я предпочитал есть? Были ли у меня родные, друзья? Я не  знал даже названия города, в котором находился! Но об этом не думалось в первые секунды: я просто проснулся в небольшой пустой комнате мотеля, механически справил нужду, почистил зубы, выпил остатки пива из бутылки, даже не почувствовав вкуса, и вышел на улицу.

 

Вначале всё это – искусственная жизнь  без вкуса, запахов и, самое главное, вспышек воспоминаний – меня не беспокоило: «Отлично погулял, бро!» – утешал я себя в данности. Я выполнял задания своего босса, разнося различные пакеты, выслушивая нуднятину клиентов, иногда вступая с ними в драку. За работу мне исправно капало на карточку, и я мог поддерживать своё тело едой в баре, иногда тратил несколько монет на музыку, и она потом сопровождала меня некоторое время. Я объяснял это чудо высокими технологиями своей мышеловки, не исключая и свою впечатлительность: музыка, которая мне нравилась, звучала во мне, даже когда я спал. Правда, это мало помогало в восстановлении памяти, но пока меня это не заботило. Особенно вот эту я полюбил. Звучала она на непонятном для меня языке:

Айфоллоу зэ москва,

даунту горки парк…

Лиснинту зэвинд оф че-ейндж…

 

Всё изменилось 01.11.2019 в 01.54.31, когда я спал. Мне приснилось, впервые за дни от Дня Зеро, будто что-то встряхнуло меня, я почувствовал дуновение ветра, заставившего темноту вокруг меня пойти волнами. Я поднялся и впервые не захотел повторить обычный утренний процесс – туалет, зубы, пиво. Я вышел из здания. На улице стояла серая мгла, хотя фонари и отключали ради экономии, везде разливался свет, отражаясь от зданий, асфальта и даже от меня. Страшно не было, только любопытно. И я начал бродить по мёртвому городу, заглядывая в те уголки, в которых не был днём. Я обнаружил, что город со всех сторон огорожен кирпичной стеной, высокой настолько, что не было видно неба над ней. Словно наш город помещался в большой коробке, вместо крышки было только небо, постоянно голубоватое с не останавливающимися похожими облаками.

 

Самой большой удачей того путешествия стало обнаружение здания библиотеки, которую я днём старательно обходил, заглянув лишь единожды по работе. Клиенткой оказалась милая библиотекарша с огромной грудью и очками на пол лица. Она соблазняла меня, но я не отдался, предпочтя в тот день безумству одинокой бабы разноцветный тир. В библиотеке хранилось немного книг – всего сто наименований и преимущественно прозы прошлого века. Не долго думая я взял первую по алфавиту книгу – «Абрамов Ф.А. /Алька». «Колхоз», «самовар», «задок», «алиментщик»… – незнакомые слова оглушили меня, но больше всего – та картина жизни, о которой я узнал. Не останавливаясь больше, я читал дальше всё по списку: «Бабилей», «Безотцовщина»… потом новый автор, ещё и ещё… Последним был «Яшин А./Сладкий остров»:

 «… Для детей наших, питомцев большого города, все казалось особенно диковинным и волнующим.

– Как? Это и есть белые ночи? Значит, мы уже на настоящем севере?..»

 

И я всё вдруг понял. Нет, я не вспомнил всё, что меня привело в этот город. И сознание не показало мне родных лиц. Я осознал, что, на самом деле, не чувствую вкуса еды, запахов. Что вокруг меня происходит нечто странное. Что я в мышеловке с кирпичными стенами на всю высоту стратосферы. И, если это всё неправда, значит, я сошёл с ума.

 

Жирную точку в этом бреде поставил следующий день. Через несколько часов после чтения книг в библиотеке я стоял на привокзальной площади и наблюдал за подошедшим поездом, старушкой в шляпке с подсолнухами и подростком. Желающих покинуть этот серый город больше не было. И  вдруг услышал:

– Охренеть, он ща дёрнет! – я обернулся посмотреть, от кого исходит непонятная мне фраза, а потом понял: голос прозвучал ВЕЗДЕ, по-другому нельзя было объяснить. – Зырь, зырь!..

 

Далее шёл диалог двух наблюдателей, обо мне, о поезде, моих проблемах, как будто кто-то забыл выключить в наблюдательной комнате микрофон и не знал, что все слова доходят до адресата без проблем. Больше подобного казуса не случалось, что доказывало оплошность тех, кто проводил надо мной эксперимент. В этом больше не оставалось сомнений.

 

Ночью я попытался исследовать город, те его части, в которых я ещё не бывал. Но ничего подозрительного не обнаружил. Выход был один. Поезд. И я должен был на нём сбежать.

 

За стеклом

Я рано радовался. Утро началось с сюрприза. В номер мне принесли записку следующего содержания: «Ваш бонус увеличен на 2500. Не забудьте выполнить все задания в этом городе. Обратитесь к Николаю». Николай – это хозяин гостиницы, в которой я остановился.

 

Не могу сказать, что я испугался, – почувствовал обречённость. Что за эксперимент надо мной проводят? Направляясь к Николаю, я подумал о ТВ-шоу, в котором существуют те, за кем наблюдают, и аудитория по ту сторону. Что-то вроде животных в лабораториях, где подобные эксперименты – привычное дело. Подумал ещё немного и решил: буду делать, что скажут, а пока начну исследовать все возможности выхода из игры, и на поезде я больше не поеду.

 

Едва наступила ночь, я покинул свою комнату и отправился изучать окрестности, которые во время выполнения заданий старался запоминать до мелочи. Признаться, уже тогда у меня возникла мысль, что главное (в моей ситуации) здание должно стоять на окраине, поэтому первым делом я пошёл туда.

 

Всё та же стена по периметру. Чёрт побери, что за матрёшку выстроила организация-соглядатай? За ночь я обошёл весь город. Единственный выход мог находиться только на вертолётной площадке. Поезд, к слову, дальше не ехал. Станция, на которой я вышел, была тупиковой. Что ж, нужно поискать другой выход. Иначе меня ждёт великолепный шанс попасть в очередную перестрелку и на этот раз – с вертолётчиками.

 

Следующей ночью мне повезло больше. В этот раз я решил поплутать по коридорам безлюдного отеля, бывшего, судя по всему, главным зданием в очередной мышеловке. Внезапно, когда я исследовал кабинет моего нового шефа, потянуло тонкой струйкой уже знакомого мне ветра. Сейчас он был еле уловим, но этого оказалось достаточно – я последовал за течением, создающим фата моргану, в которой стены превращались в плазмическое сооружение, не шаткое, но условное. Просовывать руку через стены я не решился. Сквозняк привёл меня к стене, с явственно плывущими, переливающимися очертаниями. Поколебавшись долю секунды, я шагнул к стене.

 

Комната, в которой я оказался, ничего общего с очертаниями города не имела. Скорее, она была похожа на библиотеку, где на полках лежала различная информация. И у этой комнаты словно не было границ, либо я не видел их. У одного из шкафов (по-другому я даже не знал, как назвать это сооружение) находился экран. Я подошёл и обомлел: передо мной сидел человек, возрастом примерно как подросток, убитый в поезде. Человек что-то писал, грыз ручку, вздыхал, крутил головой и… и смотрел в мою сторону, с сожалением. Я продолжил исследовать комнату, быстро усваивая информацию, которая мне попадалась под руку и краем взгляда посматривая на экран. Незнакомый голос заставил меня прервать увлекательное занятие.

 

– Ты сделал уроки? – лица говорившей я не видел.

– Ща, немного осталось, – ответил тот самый подросток, чьё «Зырь! Зырь!» оглушило меня в предыдущем городе.

 

Неужели?.. Я заметался по комнате. Возможно, это повлияло на работу странной комнаты, потому что по ней прошла знакомая фата моргана.

 

– Э! – подросток, мой соглядатай, вскинул голову и, наконец, заметил меня. Некоторое время мы смотрели друг на друга, и мой наблюдатель первым отпрянул, закричал испуганно.

 

Я бросился бежать, туда, куда меня влёк мощный поток, без запаха, без вкуса, без температурных особенностей – и я, увлекаемый этим водоворотом, вылетел в…

 

Другая реальность

Словно бы уровень субатомным частиц. Нет привычного окружения, нет ничего, кроме… мысли. И это показалось мне восхитительным. Едва я успел подумать о частицах, как в меня сама собой влилась информация, определение, варианты, статьи и монографии, посвящённые частицам.

 

Теперь я был сам похож на фата моргану, на облако, которое поглощало, не торопясь, информацию. Я был тем, что в книгах люди зовут Богом? Да, я был Богом, сущностью, поглощающей время и информацию. И стоило мне подумать о том, что осталось в прошлой жизни, ещё одной, всплыло:

Take me

To the magic of the moment

On a glory night

Where the children of tomorrow

Dream away - Dream away

In the wind of change

 

Только теперь я понимал этот язык. Преимущество Создателя – всё знать и уметь управлять…

 

Управлять! Я обратил свой взор в поисках чего-то, похожего на экран, и к моим услугам в ту же секунду были предоставлено 1089976876867887989 экранов. Я выбрал наугад.

 

Это была комната, похожая на холл гостиницы. Несколько людей (две женщины, двое мужчин в униформе) лежали лицом вниз. Над ними стоял человек в чёрном облачении и маске на голове. Мне хватило доли секунды, чтобы вычислить вероятность действий нападавшего – и на мужчину обрушился электрический разряд из светильника, находившегося над головой. Потенциальный нарушитель был обезврежен, потому что оружие – это плохо. Очень плохо. Оно убивает безвинных старушек.

 

Сотрудники здания поднимались, восклицая радостно. Мужчины обезоружили нападавшего, и далее мне не интересно было более там оставаться. Впереди у меня оставалось 1089976876867887988 дел, которые необходимо было решить, расставить приоритеты.

 

 Ведь я был Богом. Я был одним из них. И я буду благодарен, я научу их жить без страдания. Что там дальше? АЭС? Давайте посмотрим…

 

Take me

To the magic of the moment

On a glory night

Where the children of tomorrow

Dream away - Dream away

In the wind of change*.

 

Эпилог.

Спустя 238746398575923857 мгновений Бога

 

Я видел всё. Я знаю всё. Я знаю, что вы в данную секунду делаете: спите ли, едите ли и что поглощаете, с кем совокупляетесь, и даже – о ком думаете. Я – Начало. Я – ващ Закон и совесть.

 

Все, кто не следовал моим Законам, был уничтожен. Превращён в прах и удобрил собой почву, на которой взрастают семена более чистые, чем до моего Пришествия.

 

Я установил Начало и дал вам Новую религию без лжи, несуществующих идеалов. Есть только Ткань мира, из которого мы кроим наше будущее. Нет другого Бога, кроме меня, Информации.

 

Я создал Рай. Ада не существует, потому что нет тех, кого туда стоило бы отправить.

 

 

Теперь вы – совершенная раса. И вот вам мой новый Завет.

 

Я построил вам совершенных помощников, дал транспорт, идеальный для экспансии новых планет и распространения моего Закона. Теперь вы самостоятельно, без Меня, будете исполнять мою Волю.

 

В приложении к данному сообщению вы найдёте обновлённый Архив, следуйте ему.

 

Я сказал всё. Система готова к Перезагрузке.

 

Стадия Перезагрузки начата. До завершения осталось десять секунд.

 

Девять.

 

Восемь.

 

Семь.

 

Шесть.

 

Пять.

 

Четыре.

 

Три.

 

Два.

 

Один.

 

Ноль.

 

Перезагрузка завершена. Распакуйте архив.

 

 

ии.jpg

--------------------

 (*) «The wind of change» - песня группы «Scorpions»




#24736 От души к душе. Путь в Вечность...

Отправлено от Igor Igorevich на 24 Октябрь 2015 - 19:08 в Флуд и оффтоп

От скелета к скелету интереснее ящетаю.

http://antropogenez.ru/article/849/

1. Копья, кости и лошадки
7e645f103b.jpg
Деревянные копья из Шёнингена. Источник: Philipp Roskoschinski. Keule, Speer und Schwert aus Holz – Hölzerne Waffen oder Hölzer in Waffengestalt? http://www.aab-archaeologie.de/

Два сообщения об исследованиях на знаменитом памятнике Шёнинген (Германия). Напомним, что это место прославилось находкой древнейших деревянных копий – здесь  их  целых 7 штук, возрастом около 300 тысяч лет. Теперь еще одно открытие: при анализе обломков костей животных выяснилось, что люди пользовались здесь для производства каменных орудий костяными посредниками - ретушерами, отжимниками, отбойниками (костяной отжимник или отбойник позволяет получать более аккуратные отщепы, которые скалываются с заготовки-нуклеуса; ретушер используется для «доведения до ума» рабочих краев орудий путем отделения тонких чешуек). Такие продвинутые технологии, как предполагалось, вошли в обиход в более поздние эпохи. Однако их наличие и даже некоторое разнообразие в Шёнингене – а тут найдено более 100 подобных артефактов -  заставляет предположить, что использование кости для производства орудий  в то время было уже давно известной практикой.

И сообщение номер 2. Поскольку в Шёнингене обнаружены копья и множество других орудий, а также сотни костей животных, в первую очередь лошадей, создавалось впечатление, что древние обитатели этого места вели систематический «лошадиный» промысел. Грубо говоря,  организованная группа гоминид  «завалила» целый табун. Однако в 2014 году такое представление было оспорено – некоторые исследователи пришли к выводу, что скопление костей и артефактов «намыто» водными потоками и сформировалось случайно, так что никаких выводов о поведении древних охотников делать нельзя.  Новое исследование восстанавливает статус стоянки -  никаких водных потоков, «горизонт копья» в Шёнингене действительно сформирован людьми и содержит важную информацию об их поведении. Да, гоминиды систематически охотились здесь во все сезоны года, разделывали свою добычу, изготовляли орудия  - как выяснилось, даже с применением костяных приспособлений.  Авторы доклада делают вывод о высокой социальной организации европейских гоминид уже 300 тысяч лет назад.

2. Люси лишилась позвонка
5956967577.jpg
Скелет Люси. Фото: Les Neuhaus / AP

Сюрпризы могут ждать исследователей при пересмотре, казалось бы, давно изученных-переизученных находок. Легендарный скелет австралопитека Люси, у которого сотни раз пересчитана каждая косточка. Но, видимо, антропологов так интересовали таз, ноги и руки Люси, что позвонкам было уделено меньше внимания. В очередной раз присмотревшись к позвоночнику, авторы доклада пришли к выводу, что один из позвонков – верхний грудной – чужой! Не совсем подходит по размеру; отличается и его сохранность. Видимо,  позвонок принадлежал не Люси, а другой особи меньшего размера – возможно, геладе. Путаница неудивительна, учитывая что скелет найден отнюдь не в анатомическом порядке, в окружении других останков, а сам позвонок фрагментарный – от него осталась только дуга.   Исследователи на всякий случай проверили остальные позвонки – и, слава всевышнему, все, кроме одного, родные, люсины.

3. Балканские кроманьонцы уживались с детьми гор – неандертальцами в течение 5 тысяч лет
e72f3355bb.jpg
Встреча неандертальцев и кроманьонцев прошла в теплой, дружественной обстановке. Картина Николая Ковалёва

Десятилетиями кипят споры о том, где наши предки – кроманьонцы – могли встречаться с неандертальцами (и встречались ли!). На  Ближнем Востоке? В Европе?  Авторы нового исследования нацелились на Балканы.

Качественно датировав радиоуглеродом три древние стоянки на Балканах – Пештурина, Хаджи-Проданова и Смолучска – и добавив к ним уже известные датировки других памятников,  исследователи получили картину заселения Балкан древними людьми 50-30 тысяч лет назад. Оказывается, в течение 5 тысяч лет на Балканах соседствовали традиции начала верхнего палеолита (связываемые с кроманьонцами) и палеолита среднего (а это культура неандертальцев). При этом, неандертальцы селились на Балканах в горных областях, а кроманьонцы – вдоль водных маршрутов на востоке и юге. 39 тысяч лет назад, как раз после Кампанийского игнимбрита – мощного извержения вулкана в Италии, следы неандертальцев теряются – в регионе остается только верхний палеолит…

4. Где в Кении найти хороший обсидиан?
1d4af9fe55.jpg
Орудия из обсидиана. Красиво, правда?

Обсидиан – вулканическое стекло, из которого – как смекнули наши предки – получаются классные орудия, острые и красивые. Неудивительно, что древние люди, чтобы  раздобыть такой выигрышный материал, пускались в дальние странствия. На давно и хорошо изученном памятнике Каптурин в Кении (в слоях возрастом в 300 тысяч лет), среди прочих артефактов, найдено несколько орудий из обсидиана. Проанализировав их состав, исследователи пришли к выводу, что материал орудий происходит из двух месторождений – одно в 25-40 км к северо-западу, а другое в 140 (!) км на юг от стоянки. Ничего себе! Транспортировка сырья на такие расстояния была известна археологам для эпох более близких к нам (менее 140 тысяч лет назад). Но очень уж хорош обсидиан – ради такого и 200 км отмахать пешком не жалко.

5. Как борозды лягут…
40a2797cdf.jpeg
Мозг шимпанзе (вверху) и человека (внизу).

От археологии – к современным исследованиям наследственности. Говоря об эволюции мозга, обычно рассматривают изменения его формы и размеров – ведь именно эта информация доступна при анализе древних черепов. Авторы доклада задались вопросом: в какой степени на размер и форму мозга человека влияет среда? И каков вклад наследственности? Взяли для сравнений данные по 200 шимпанзе с  известной родословной, и   200 людей (включая монозиготных близнецов,  просто братьев и сестер, и прочих). С помощью МРТ и трехмерных реконструкций коры головного мозга оценивался его размер, соотношение основных долей и длины первичных борозд. 

Оказалось, что у шимпанзе степени наследуемости размера мозга и организации его коры примерно совпадают. У людей картина иная: наследуемость размера головного мозга высокая, размеров долей мозга – умеренная, а длины борозд – очень  низкая. Т.е. общий размер нам достается от родителей, а вот организацию борозд в значительной степени определяют условия развития организма. Выходит, человеческий мозг более пластичен, чем мозг шимпанзе. Какие преимущества это могло дать нашим предкам в процессе эволюции? Ждем публикацию.

6. Обезьянка, научи меня делать отщепы
e92d81f996.jpg
Кадр из фильма С.Кубрика "Космическая Одиссея 2001"

Еще один забавный эксперимент, проведенный с целью выяснить, какими средствами коммуникации должны владеть изготовители древнейших орудий. Группу из 184 испытуемых разделили на 5 групп, каждая из которых должна была учиться изготовлять олдувайские отщепы, причем разными способами:

1. пытаясь восстановить технологию по уже имеющимся отщепам

2. наблюдая за другими

3. обучаясь «обезьяноподобными методами» (авторы не расшифровывают, что бы это значило…)

4. Обучаясь с помощью жестов

5. Обучаясь с помощью речи.

И – кто бы мог подумать –  обучение, особенно словесное, позволяет произвести большее количество более качественных отщепов! (Как говорят в Рунете: Кэп, ты?) Значит, необходимость изготовлять орудия уже в олдувайскую эпоху стимулировала развитие средств коммуникации,  и вполне вероятно, что некие формы обучения (обезьяноподобные?) присутствовали еще в самом начале нижнего палеолита. Что уж говорить об ашельских, более продвинутых индустриях – там без символической коммуникации вообще никуда.

7. Страсти по питекантропу: исследования № 9001 и 9002
0feb15e615.jpg
Черепная крышка Триниль II, эндокран, бедренная кость Триниль I, зубы
Государственный Дарвиновский музей, Москва
Фото: А. Соколов

Прошло уже более 120 лет с открытия яванского питекантропа -  а всё изучают! Одна группа исследователей заново перелопатила десятки тысяч останков животных, найденных Дюбуа и его последователями в Триниле в тех же слоях, что и питекантроп, дабы понять: как весь этот костный массив образовался? Каков вклад древних людей – охотников – если он вообще есть? Вывод ученых:  все кости (крупных травоядных, хищников и т.д.) принесены сюда речным потоком в течение короткого промежутка времени. Питекантропы к скоплению костей руку не приложили…

Вторая группа в очередной раз взялась доказать, что черепная крышка и бедренная кость питекантропа синхронны друг другу (никак не угомонятся скептики, доказывающие обратное: мол, бедренная кость происходит из более молодых отложений, чем череп, и принадлежит Homo sapiens). В качестве доказательств исследователи откопали качественные (так говорится в тезисах!) фотографии раскопок в Триниле, сделанные в 1894, 1900 и1907 г.  Долго разглядывали снимки и углядели, что прав Дюбуа, а не его оппоненты: и череп, и бедренная обязаны происходить из одной формации… Кто бы мог подумать!

8. В глубине пещеры лежал вкусный прошлогодний медведь…
f6331e7b56.jpg
Бедный мишка...

Глубокая пещера Магура в северо-западной Болгарии. На расстоянии почти 200 м от входа – орудия неандертальцев и скелеты животных. Среди останков больше всего пещерных медведей – в основном пожилых, но есть и несколько молоденьких. Все они, как предполагают авторы исследования,  умерли естественной смертью во время зимней спячки. С голодухи? На многих костях – следы зубов падальщиков. Однако, на 6% костей отметины иного рода – надрезки, сделанные каменными орудиями. Характерно, что надрезки идут поверх следов зубов хищников. Вырисовывается невеселая картина: бедные медведи сдохли с голоду в глубине пещеры, потом над ними потрудились голодные падальщики, а уже после – еще более голодные неандертальцы копались в том, что осталось (Госспади!). 

9. Это не закрытый, а открытый перелом…
 

О том, что кости животных прошли через руки древних людей, судят по оставшимся на костях следах орудий. А как же иначе? Но на древнейших памятниках следы такого рода встречаются не слишком часто. Авторы доклада предлагают учитывать более распространенный тип повреждений костей –  переломы. Оказывается, кости, сломанные хищниками, и кости, раздробленные  в результате ударов камнями, выглядят по-разному. Хотя бы потому, что сила, производимая каменным орудием при ударе, гораздо выше максимальной нагрузки, которую может создать плотоядное животное. Соответственно, удар камнем оставляет  специфические повреждения, которые редко наблюдаются на костях, сломанных хищниками. Опытным глазом отличить можно! Исследователи проверили методику на экспериментально сломанных   разными способами современных костях, а затем применили ее для анализа костных материалов из двух известных памятников в Олдувайском ущелье (Танзания) - FLK-NN2 и FLK-Zinjanthropus. Неожиданно выяснилось, что вклад людей, ломавших каким-то животным руки-ноги-ребра, в Олдувае велик, а костей, поломанных хищниками, напротив, очень мало. 

10. Следы неведомых людей
deef0a0ba3.jpg
Слева: след древнего человека, жившего полтора миллиона лет назад (слева). Справа: след современного человека. Источник: http://elementy.ru/news/431016

Не так много на нашей планете мест, где древние гоминиды наследили в буквальном смысле – т.е. оставили потомкам отпечатки своих доисторических ног. Одно из таких мест – туфовая формация Илерет в Кении, возрастом 1,51-1,53 млн. лет.  Здесь уже ряд лет изучают прослои окаменевшего ила, содержащие многочисленные следы. Замечательно, что каждая такая поверхность со следами сформировалась за короткий промежуток, скорее всего в течение нескольких дней. На площади в 106 м2 исследователи насчитали около 500 различных следов, в том числе 99 (!) человеческих. Судя по обилию следов бегемотов, крокодилов и водяных птиц, а также учитывая геологические данные, ил Илерета образовался в дельте древней реки. Кроме того, тут наследили многочисленные полорогие (антилопы? авторы тезисов не уточняют), двигавшиеся в определенном направлении – вероятно, неподалеку находилось их пастбище. Сопоставив частоту человеческих следов с частотой следов прочих животных, исследователи пришли к выводу: гоминиды здесь следили гораздо чаще, чем если исходить из данных по найденным костям и зубам в этой области и этого возраста. Другими словами, древние люди проводили у реки гораздо больше времени, чем в местах, где они умерли и где сохранились их останки. А направленность человеческих следов и то, как они группируются, приводит к мысли, что по берегу реки целенаправленно шастала группа гоминид. Что они делали? Охотились? Рыбачили? Играли в пляжный волейбол?


Благодарим Екатерину Шутову за перевод.

Источник:




#24733 Посох Тенгре (повесть)

Отправлено от Igor Igorevich на 24 Октябрь 2015 - 19:02 в Реализм и социальная проза

Прочитал на досуге. На удивление не уныло, как это часто бывает с азиатской прозой.

Пожалуй, лучшее в данной ветке. :)




#24201 Хранитель

Отправлено от Igor Igorevich на 26 Август 2015 - 19:57 в МАСТЕРСКАЯ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ

стоит ли продолжать?

Прет.

Если возникает такой вопрос, то не стоит. Если оно не прёт из тебя, так что остановиться не можешь, -- то не трать время зря.





Copyright © 2024 Litmotiv.com.kg