Перейти к содержимому

Theme© by Fisana
 

Маркаб

Регистрация: 19 Ноя 2012
Offline Активность: Скрыто
*****

#23798 Колумб причаливает к берегу. (Илья Ильф, Евгений Петров)

Написано Маркаб на 22 Апрель 2015 - 20:26

А. Аверченко 

Ихневмоны

 

Редактор сказал мне:

— Сегодня открывается выставка картин неоноваторов, под маркой «Ихневмон». Отправляйтесь туда и напишите рецензию для нашей газеты.

Я покорно повернулся к дверям, а редактор крикнул мне вдогонку:

— Да! забыл сказать самое главное: постарайтесь похвалить этих ихневмонов… Неудобно, если газета плетется в хвосте новых течений и носит обидный облик отсталости и консерватизма.

Я приостановился.

— А если выставка скверная?

— Я вас потому и посылаю… именно вас, — подчеркнул редактор, — потому что вы человек добрый, с прекрасным, мягким и ровным характером… И найти в чем-либо хорошие стороны — для вас ничего не стоит. Не правда ли? Ступайте с Богом.

Когда я, раздевшись, вошел в первую выставочную комнату, то нерешительно поманил пальцем билетного контролера и спросил:

— А где же картины?

— Да вот они тут висят! — ткнул он пальцем на стены. — Все тут.

— Вот эти? Эти — картины?

Стараясь не встретиться со мной взглядом, билетный контролер опустил голову и прошептал:

— Да.

По пустынным залам бродили два посетителя с испуганными, встревоженными лицами.

— Эт-то… забавно. Интер-ресно, — говорили они, пугливо косясь на стены. — Как тебе нравится вот это, например?

— Что именно?

— Да вот там висит… Такое, четырехугольное.

— Там их несколько. На какую ты показываешь? Что на ней нарисовано?

— Да это вот… такое зеленое. Руки такие черные… вроде лошади.

— А! Это? Которое на мельницу похоже? Которое по каталогу называется «Абиссинская девушка»? Ну, что ж… Очень мило!

Один из них наклонился к уху другого и шепнул:

— А давай убежим!..

Я остался один.

Так как мне никто не мешал, я вынул записную книжку, сел на подоконник и стал писать рецензию, стараясь при этом использовать лучшие стороны своего характера и оправдать доверие нашего передового редактора.

— «Открылась выставка „Ихневмон“, — писал я. — Нужно отдать справедливость — среди выставленных картин попадается целый ряд интересных удивительных вещей…

Обращает на себя внимание любопытная картина Стулова „Весенний листопад“. Очень милы голубые квадратики, которыми покрыта нижняя половина картины… Художнику, очевидно, пришлось потратить много времени и труда, чтобы нарисовать такую уйму красивых голубых квадратиков… Приятное впечатление также производит верхняя часть картины, искусно прочерченная тремя толстыми черными линиями… Прямо не верится, чтобы художник сделал их от руки! Очень смело задумано красное пятно сбоку картины. Удивляешься — как это художнику удалось сделать такое большое красное пятно.

Целый ряд этюдов Булюбеева, находящихся на этой же выставке, показывает в художнике талантливого, трудолюбивого мастера. Все этюды раскрашены в приятные темные тона, и мы с удовольствием отмечаем, что нет ни одного этюда, который был бы одинакового цвета с другим… Все вещи Булюбеева покрыты такими чудесно нарисованными желтыми волнообразными линиями, что просто глаз не хочется отвести. Некоторые этюды носят удачные, очень гармоничные названия: „Крики тела“, „Почему“, „Который“, „Дуют“.

Сильное впечатление производит трагическая картина Бурдиса „Легковой извозчик“. Картина воспроизводит редкий момент в жизни легковых извозчиков, когда одного из них пьяные шутники вымазали в синюю краску, выкололи один глаз и укоротили ногу настолько, что несчастная жертва дикой шутки стоит у саней, совершенно покосившись набок… Когда же прекратятся наконец издевательства сытых, богатых самодуров-пассажиров над бедными затравленными извозчиками! Приятно отметить, что вышеназванная картина будит в зрителе хорошие гуманные чувства и вызывает отвращение к насилию над слабейшими…»

Написав все это, я перешел в следующую комнату.

Там висели такие странные, невиданные мною вещи, что если бы они не были заключены в рамы, я бился бы об заклад, что на стенах развешаны отслужившие свою службу приказчичьи передники из мясной лавки и географические карты еще не исследованных африканских озер…

Я сел на подоконник и задумался.

Мне вовсе не хотелось обижать авторов этих заключенных в рамы вещей, тем более что их коллег я уже расхвалил с присущей мне чуткостью и тактом. Не хотелось мне и обойти их обидным молчанием.

После некоторого колебания я написал:

«Отрадное впечатление производят оригинальные произведения гг. Моавитова и Колыбянского… Все, что ни пишут эти два интересных художника, написано большей частью кармином по прекрасному серому полотну, что, конечно, стоит недешево и лишний раз доказывает, что истинный художник не жалеет для искусства ничего.

Помещение, в котором висят эти картины, теплое, светлое и превосходно вентилируется. Желаем этим лицам дальнейшего процветания на трудном поприще живописи!»

Просмотрев всю рецензию, я остался очень доволен ею. Всюду в ней присутствовала деликатность и теплое отношение к несчастным, обиженным судьбою и Богом людям, нигде не проглядывали мои истинные чувства и искреннее мнение о картинах — все было мягко и осторожно.

Когда я уходил, билетный контролер с тоской посмотрел на меня и печально спросил:

— Уходите? Погуляли бы еще. Эх, господин! Если бы вы знали, как тут тяжело…

— Тяжело? — удивился я. — Почему?

— Нешто ж у нас нет совести или что?! Нешто ж мы можем в глаза смотреть тем, кто сюда приходит? Срамота, да и только… Обрываешь у человека билет, а сам думаешь: и как же ты будешь сейчас меня костить, мил-человек?! И не виноват я, и сам я лицо подневольное, а все на сердце нехорошо… Нешто ж мы не понимаем сами — картина это или што? Обратите ваше внимание, господин… Картина это? Картина?! Разве такое на стенку вешается? Чтоб ты лопнула, проклятая!..

Огорченный контролер размахнулся и ударил ладонью по картине. Она затрещала, покачнулась и с глухим стуком упала на пол.

— А, чтоб вы все попадали, анафемы! Только ладонь из-за тебя краской измазал.

— Вы не так ее вешаете, — сказал я, следя за билетеровыми попытками снова повесить картину. — Раньше этот розовый кружочек был вверху, а теперь он внизу.

Билетер махнул рукой:

— А не всё ли равно! Мы их все-то развешивали так, как Бог на душу положит… Багетщик тут у меня был знакомый — багеты им делал, — так приходил, плакался: что я, говорит, с рамами сделаю? Где кольца прилажу, ежели мне неизвестно, где верх, где низ? Уж добрые люди нашлись, присоветовали: делай, говорят, кольца с четырех боков — после разберут!.. Гм… Да где уж тут разобрать!

Я вздохнул:

— До свиданья, голубчик.

— Прощайте, господин. Не поминайте лихом — нету здесь нашей вины ни в чем!..



— Вы серьезно писали эту рецензию? — спросил меня редактор, прочтя исписанные листки.

— Конечно. Все, что я мог написать.

— Какой вздор! Разве так можно трактовать произведения искусства? Будто вы о крашеных полах пишете или о новом рисуночке ситца в мануфактурном магазине… Разве можно, говоря о картине, указать на какой-то кармин и потом сразу начать расхваливать вентиляцию и отопление той комнаты, где висит картина… Разве можно бессмысленно, бесцельно восхищаться какими-то голубыми квадратиками, не указывая — что это за квадратики? Для какой они цели? Нельзя так, голубчик!.. Придется послать кого-нибудь другого.

При нашем разговоре с редактором присутствовал неизвестный молодой человек, с цилиндром на коленях и громадной хризантемой в петлице сюртука. Кажется, он принес стихи.

— Это по поводу выставки «Ихневмона»? — спросил он. — Это трудно — написать о выставке «Ихневмона». Я могу написать о выставке «Ихневмона».

— Пожалуйста! — криво улыбнулся я. — Поезжайте. Вот вам редакционный билет.

— Да мне и не нужно никакого билета. Я тут у вас сейчас и напишу. Дайте-ка мне вашу рецензию… Она, правда, никуда не годится, но в ней есть одно высокое качество — перечислено несколько имен. Это то, что мне нужно. Благодарю вас.

Он сел за стол и стал писать быстро-быстро.

— Ну вот, готово. Слушайте: «Выставка „Ихневмон“. В ироническом городе давно уже молятся только старушечья привычка да художественное суеверие, которое жмурится за версту от пропасти. Стулов, со свойственной ему дерзостью большого таланта, подошел к головокружительной бездне возможностей и заглянул в нее. Что такое его хитро-манерный, ускользающе-дающийся, жуткий своей примитивностью „Весенний листопад“? Стулов ушел от Гогена, но его не манит и Зулоага. Ему больше по сердцу мягкий серебристый Манэ, но он не служит и ему литургии. Стулов одиноко говорит свое тихое, полузабытое слово: жизнь.

Заинтересовывает Булюбеев… Он всегда берет высокую ноту, всегда остро подходит к заданию, но в этой остроте есть своя бархатистость, и краски его, погашенные размеренностью общего темпа, становятся приемлемыми и милыми. В Булюбееве не чувствуется тех изысканных и несколько тревожных ассонансов, к которым в последнее время нередко прибегают нервные порывистые Моавитов и Колыбянский. Моавитов, правда, еще притаился, еще выжидает, но Колыбянский уже хочет развернуться, он уже пугает возможностью возрождения культа Биллитис, в ее первоначальном цветении. Примитивный по синему пятну „Легковой извозчик“ тем не менее показывает в Бурдисе творца, проникающего в городскую околдованность и шепчущего ей свою напевную, одному ему известную, прозрачную, без намеков сказку…»

Молодой человек прочел вслух свою рецензию и скромно сказал:

— Видите… Здесь ничего нет особенного. Нужно только уметь.

Редактор, уткнувшись в бумагу, писал для молодого господина записку на аванс.

Я попрощался с ними обоими и устало сказал:

— От Гогена мы ушли и к Зулоаге не пристали… Прощайте! Кланяйтесь от меня притаившемуся Моавитову, пожмите руку Бурдису и поцелуйте легкового извозчика, шепчущего прозрачную сказку городской околдованности. И передайте Булюбееву, что, если он будет менее остро подходить к бархатистому заданию — для него и для его престарелых родителей будет лучше.

Редактор вздохнул. Молодой господин вздохнул, молча общипывая хризантему на своей узкой провалившейся груди…




#22383 В тусклом свете

Написано Маркаб на 21 Декабрь 2014 - 22:38

Лестада,

меня когда-то впечатлил этот факт, про долгожительство: рыба могла видеть царей, наконец; мертвых солдат, тех же русалок. Все пространство было заповедным. Почему бы не видеть их- если в них верили, и даже встречали. ( молодой Тургенев ). Задачи не было такой, про русалку.

Спасибо)

АЛМАЗ и К,Radda, Поняла вас, мерси.




#22342 В тусклом свете

Написано Маркаб на 20 Декабрь 2014 - 23:45

В тусклом свете

 

В теплой глуби затона дремала покрытая бурой слизью старая щука. Над водной гладью, поросшей крупной тростниковой метёлкой и мелкой, всегда прохладной травкой, стоял полуденный парок, едва проходящий сквозь мошкарное сито. Он скрывал сон неподвижной, сомлевшей рыбы, ржавой стрелой застрявшей в илистом  месте, посреди щербленных  стеблей камыша.

 

Прожорливая молодь носилась, вспуганная сторонним плеском чего-то крупного, приплывшего с противоположного берега.  Редко-редко заходила в воду дикая утка; важно держась, расталкивала на плаву беспокойную мелочь. Пищи было вдоволь для всех:  рыбешка тонула в зубастой пасти.

 

На самом дне, в песчаной колыбели молочно белело нагое тело, движениями  юрких обитателей слегка покачиваемое.  Темные волосы вились, окутывая пухлое лицо, щекотали зеленовато-мутные зеницы.

 

Щучьи глаза, затуманенными мертвыми коридорами ловили тени коряг и тусклый свет неживых глаз.  Рыба пошевелила хвостом,  и липкая чешуя  тут же обросла песчинками. Не чувствуя плоти и своей хватки, хищница откусила белую мякоть руки и с ним что-то твердое, бессольное- оно выпало из пасти и опустилось на острие камня.

 

Когда-то хитрая, умная щука путала бывалых рыбаков, таясь в травяном застое. Сейчас ее ничто не волновало, кроме тепла и холода прибрежных вод. Давным-давно избавилась от окольцовки, изрядно удивившей бородатого мужика. Он придерживал неумело  туловище рыбы и, завидя на хвосте металлический обод, ахнул.  Пока возился с ним, рыба успела прихватить ладонь  острыми зубами и выскользнуть. Кольцо каким-то чудом оказалось в руке бедняги: на нем значилась дата ушедшего столетия.

 

Теперь же она и голода не чувствовала.

 

Медленно, заваливаясь на бок,  выплыла на середину водоема. В глазах щуки отражалась русалочья заводь. Вечером, когда свист ветерка терялся в ближайшем осиннике, когда волны стелили синюю постель непрошенной луне, на бугристых истоптанных кочках, распутывая золотистую кудель,  полулежали девы-рыбы, с мерцающей, не знающей горячих касаний кожей. Лиловая завесь покрывала их  смеющиеся лица. Рты сжимали острые листья осоки, и сладкая боль переходила в задумчивую напевность.

 

Одинокий плеск раздался совсем рядом. Щука дернулась, но, уже не понимая направления, тужась изо всех сил, выуживая из памяти  охотничьи навыки, завязла в придонной гущине.

 

Прозрачные пальцы  вцепились в  дряхлые жабры и легко подбросили старое,  неуклюжее тельце. Щука успела увидеть окровавленным оком  пышную поросль  ивняка, среди ветвей тугие, подвижные бедра . Луна ослепила окончательно.  В слегка остывшем воздухе щука  последний раз расправила хлипкие плавники и полетела глухо звенящей стрелой на сырой, прищемистый бережок. Испустила рыбий дух.

 

Русалочьи руки поднимали донную пыль, терялись в корневых отрогах, касались игриво других рук.  

Девы нечаянно столкнулись с  каменным гребнем, поднесли к бледному лицу  плачущей - темноволосой, пока ещё пригульной - тонкое невестино колечко, и согласно кивнув, шаловливым наступленьем, потянули за собой, куда-то в прохладную глубь, где оживали сапфирные, изумрудные огоньки.




#22143 Высокая ставка

Написано Маркаб на 15 Декабрь 2014 - 01:46

так и не добравшись до заветного острова

кто добрался бы?

ледяным холодом

не продуктивно.
стоит заменить?

Думаю, что душу она не теряла и не проигрывала, если уж состоялась решающая схватка

Засыпал вопросами, странная суетливость-наверное, это должно ее ранить. Чахотка выручила.

Там была шелковая материя и рядом- атласная кожа. Разочарована последним штрихом. Я отчего-то представляю маску-шлем.

Закономерное обмельчание всей его рельефности, но я скажу: как жаль. Видимо, я легкая добыча, - и это заслуга автора.

На портовую шлюху она не тянет. Случилось падение, затем ниже, ниже (в глазах общества, возможно: одну среду меняет на другую...). Хранит подарок матросика.

Он- воплощение былых честолюбивых мечтаний, одно из. Врожденное благородство не может не препятствовать воплощению.

Земное он имеет происхождение или нет- вторично.

 Решительно заводит.




#22092 На трапеции

Написано Маркаб на 14 Декабрь 2014 - 20:12

NewВасюки,

На трапеции же- и вас туда поместила. чего вы хотите?

Спасибо, частично не согласна); я верю, что есть люди, читающие легко данный текст, причем они не обязательно копошатся в том самом (см. выше) углу. Считывание больше интересует.

Демоническое увидели- это важнее.




#22077 Маша и огурец

Написано Маркаб на 14 Декабрь 2014 - 18:42

А я здесь причем

 раздельно

Здесь неплохо бы смотрелся Сергей Галанин, в лучшие свои годы. Да, сновидцы не выбирают себе партнеров, это точно.)

Условный сигнал "дилли-дон" заметно раздражает, но я рада, что до героини "дозвонились" в итоге.

Штирлиц недоуменный повеселил. Получилось остроумно, минимальными средствами; я почти во всех влюбилась, кроме Джонни Деппа.

Столкновение с действительностью может нанести творческой душе неизгладимую травму.

По-моему, это относится и к Маше)

"Пить чай с бутербродами"; похожее попадалось

раздавать неграм хлеб и хинин от лихорадки.

Хлеб-всему голова, истинно.

Верное: на влюбленных, "крылатых" женщин обращают внимание мужчины, да что там- все вокруг.




#22006 На трапеции

Написано Маркаб на 13 Декабрь 2014 - 23:04

,

неприличной дозы секса, неприличного с. и алкоголя.

пример:

 

Шаги
Твои шаги в затворенном саду
И голос горлицы загорной: «Я приду!»
Прямые гряды гиацинтов сладки!
Но новый рой уж ищет новой матки,
И режет свежую пастух дуду.
В пророческом кружится дух бреду,
Кадилами священной лихорадки,
И шелестят в воздушном вихре схватки
Твои шаги.

Как верится в томительном аду,
Что на пороге прах пустынь найду!
Полы порфирные зеркально гладки
Несут все радуги и все разгадки
Созревшему прозрачному плоду
Твои шаги.

 (Кузьмин)

Юля, я решила не спешить с той вещью-продолжением, держит крепко, но времени и у меня в этот раз было мало- только суббота. Объем получается большой. Я не хочу спешить с дорогой (уже) мне вещью. Получится вскоре дописать- очень хорошо.




#21882 Отрывки из романа "Наследник престола" (внеконкурс)

Написано Маркаб на 09 Декабрь 2014 - 08:57

fotka,

м, я как раз думала, что она не сладила с собой: после приворота- отворот) 

 

Имя как? — Дарья. — Да не твое — сокола

" - А это кто это?
-  Салтыкова…
- А звать как?
- Борис!" Хах, напомнило.

Не придираюсь, поймите,-в этом любопытно порыться.

Мне не трудно, совсем) выкладывайте больше, действительно. 

да, здесь и обработка, и пересмешничество (подражание живучему провинциальному наречию). 

Ох уж эти попаданцы. 




#21854 Отрывки из романа "Наследник престола" (внеконкурс)

Написано Маркаб на 08 Декабрь 2014 - 18:10

Ты не думай, больно токмо сперва бывает, потом сладко…

Дарья- лакомый кусочек, ничейная, она по рукам пошла, что ли? Не было испуга как такового при встрече.

Бабочка- не только общерусское, это ведь южное наречие, тогда Данилушка- ласкательный суффикс, в диалектной речи юга, предположу, редкое явление. В литературной-да, сойдет как имя интимное.

"Схорониться" в значении спрятать, прятаться близко стоят.

 

Опосля и тут же -"сознание".

 

Ты не думай, больно токмо сперва бывает, потом сладко…

Порассуждаю: она не могла это не знать, ее "готовили", другое дело- представить в полной мере не могла: богобоязненная, в строгости воспитанная, целомудренная; хотя лукавый нашептывал, безусловно. Такое говорят случайным жертвам, неподготовленным, из простых- истоптанным цветочкам.

Я, кстати, не люблю "вскрытие" нравов того времени, это должно оставаться под дальней лавкой: знаем и не скажем, тем более о том не принято было говорить. Хихикать-похабное петь-да. И как странно, как протянулось: я это застала, я. Ухватилась за один конец рушника, а там, на другом конце-они, а между-века. Потом все оборвалось, разнеслось.

наоборот, стало вдруг весело…

 Потому что весело пропадать. И мужики-шатуны, и горница, и грязь- жутко и щекотно. Жуть такая... манящая. Эта сцена- воронка. Что-то вы верное нащупали.


#21744 Находка

Написано Маркаб на 06 Декабрь 2014 - 23:44

Осенняя распутица выдворила семейство грачей с дороги, ведущей в пригород; прихваченный грязью прошлогодний башмак торчал у трухлявого подножия кустарников, словно забытый сундук, птичий скарб. Грачи в этом месте радели: хороводили, хватая за подолы старомодных юбок торопливо идущих женщин- работников почты, пекарни. Птицы путались под ногами, дразнили прохожих. 

Крепкие заборные щиты, родственно окрашенные, простирались вдоль дороги, оттесняли заблудившиеся стайки тумана.

Неторопливо, вразвалку пролагал путь молодой высокий мужчина, заплечная сумка, явно ручной выделки бестолково билась о могучую спину: ватник не мог скрыть разбойничью стать, крепкое сложение. Грачи, подпрыгивая каждый на одной лапке, трусливо скрывались в придорожном бурьяне. Комья жирной земли отлетали от армейских ботинок.

Недоброго путника встречали ладные улочки провинциального городка, старушечье исподнее, с бестыжею заботой развешанное  во дворах, коростой покрывшиеся скамьи.

Темный день прирастал камнями, выбившимися из-под фундамента, незаметной трескучестью впалых стволов деревьев.

Иногда человек останавливался, чтобы спросить дорогу у заглядевшейся на дальнюю рощу добронравной  бабушки, непоседливого словоохотливого пенсионера. Молодых лиц не видел, ребятня в это время собиралась у реки-смотреть на проходящие речные суда.  Места здесь были укромные, притайные, тем и привлекали тоскующие сердца.

Сероватое, с оспинками, грубое и красивое лицо, глубокая посадка глаз, брови бессовестного гордеца, перебитый когда-то нос, - достойный образец для антропометрического атласа. 

Как он шёл - так ищут любимую женщину, для любви и смерти.

Кто -то  вдруг выкатился с крыльца, по-медвежьи обхватил старого знакомого. Петр - школьный товарищ.

Соседки уставились на парочку, не сводя с приятелей антрацитовых глаз - темнело вокруг, заволакивало - и застывшими улыбками женщины бессмысленно передавали друг другу  свои впечатления.

- Какие люди, здорово, Черный! Надумал остаться в наших краях, подыскал себе пахоту?

Путник оскалился и живо поддержал приветствие:

- Привет, друг. От меня не уйдет. Вышли на меня, понадобился. Волка ноги кормят.

- Ну, ты, ты парень рукастый, не пропадешь.  Кто посоветовал и куда определился?

- Да живет здесь одна…приезжая. Как узнала- Бог весть, выбор здесь невелик, в нашей местности. С претензией мадам.

- Твой же батя известный был мастер, куда что ушло и пропало. Сейчас и в городе не сыскать такого. Не забыл ещё, как в минуту укладываться?

Они стояли в центре улочки, мимо профурчал уазик.  «Боров ещё катается на своем козле»,- подумали одновременно.

Говорили, почти не глядя в глаза, лишь Черный ненадолго задерживал внимание на юношеских черточках, заостренном  подбородке.  Друг был меньше ростом, тоньше, одет не по- городскому: все большего размера, даже кепа едва держалась на округлой голове-  ни дать ни взять послевоенная шпана. Подбирать слова становилось все труднее: чувствовалась  несоразмерность, несоединимость и легкая победа в ленивой схватке

 

-Будет. Расскажи-ка лучше, чем дышишь, и как ребята тешатся. Передавай им: сниму угол- пусть заходят, потолковать надо.

 -У меня соберемся, всех позову,- с усилием радостным, морща лоб, вымолвил Петр, - так он совсем походил на ослушавшегося подростка, притом невинного.

Черный усмехнулся, опустил руку на плечо друга и тотчас убрал, как петлю смахнул.

- Прощай, свидимся ещё, порешим, что и как.

С минуту раздумывая, Пётр бросил вслед пешему, окликнув зычно:

-Так я знаю, к кому ты идешь. Прално, бери правее, дом старый, на деду Аркашу похож- держится костылем, -узнаешь.

Чёрный в ответ, не обернушись, сделал непонятный финт рукой.

 

Ангелина( Лина) ждала мастера с одиннадцати утра;  встала, как всегда в последнее время, рано, засветло. Да и не ложилась  вовсе -так, вцепилась в думку плюшевую с бахромой: нити перебирала, плела косички.

Тянулась лунная струна вдоль лица, разделяла на левую, малую часть - смурную, неузнаваемую в своей застывшей гримасе, яростную, и  правую-оснеженную, тут же покойно улыбавшуюся.

 

Лина заселилась недавно. Бросила в колодец ключи от прежнего жилища- это первое, что она сделала.

 

На  массивном столе с  закругленными ножками- неровная горка орехов: несколько откатилось за ночь; Лине пришлось вскочить  с голой кушетки: за окном что-то ударило, мокрое, липкое, слегка качнулась напольная кривая лампа. 

 

Три года назад почтальон вручил ей на пороге современного городского жилища телеграмму-извещение о смерти отца. Текст был составлен продуманно, не дежурно, но с припрятанным вопросом-колючкой : приедешь ли ты, дочь своего отца? Отправляла соседка, тетя Рита, хлопотливая женщина средних лет, с белым лицом-булкой.

 

Лина прибыла к самому погребению. Она двигалась по своей траектории, безошибочно обходя кладбищенские  ямки, канавки с торчащим красным тряпьем в жиже. Многое расступались перед ней; незнакомые лица, тучные фигуры, сутулящиеся.

В руках ежились от приближения  смерти, разделённости желтые розы. Кажется, впервые в жизни она сама выбирала и покупала цветы, у  приседающей поминутно торговки. Целлофановую упаковку по дороге свирепо измочалила и выбросила.

Пришедшие проститься- сослуживцы, дальняя родня, соседи- не знали, куда смотреть: на опускавшийся гроб или поднявшую вдруг предгрозово лучистые глаза Лину, элегантную в трауре, броскую. Ее каштановые волосы, волнами уложенные, держали безукоризненно форму-капюшон.

Мужчины смещали взгляд и, будто передумывая, скользили снизу вверх, задерживаясь на уровне талии. Один из могильщиков  выругался-веревки сорвалась, гроб провис набок. Это мелкое происшествие, всегда неприятным образом отпечатывающееся в сознании суеверного люда, отвлекло от дочери славного Ивана Павловича, умершего тихо, одиноко,  росным октябрьским вечером, за свои письменным столом.

 

...

 

Лина прошлась по всем комнатам- постоянно чудилось, что и здесь, в гостевой она не была, и в дальней комнате, ароматно пахнущей лежалой хвоей, и в кабинете, на втором этаже.

 

Она исправно отсылала деньги  на содержание дома, в течение трех лет со дня смерти отца. Деятельная соседка чересчур добросовестно спешила отчитаться, до мелочей расписывая траты в ученически аккуратных письмах. И напрасно: Лину это вовсе не трогало, она никому не доверяла. Когда тетка важно напомнила о своей здоровье и дочернем долге, Лина лишь совместила свои намерения с суетным движением души доброхотки.

 

Нежданная, приехала внезапно, без предупреждения: как хозяйка, ненадолго отлучившаяся, чтобы поправить свои дела.

Она то и дело находила новые вещи: бронзовую фигурку старушки, несущей хворост, хитрое выражение которой искусно передал немецкий мастер позапрошлого века, старушка будто ждала нетерпеливого прикосновения  пальцев; голубиные яйца из мрамора, здесь же- кованое гнездо, старую перьевую ручку с гравировкой и много чего любопытного.

 

Половицы почти не скрипели под размеренным, летучим шагом молодой женщины. Молодой ли? На вид ей было столько же, сколько упругой яблоне в саду: и молодая, и пожившая.

Отец слыл добрым, замкнутым, в среде людей простых- ученым человеком, в среде ученых-незаметным, любителем. Краевед, гравер, он подолгу засиживался над очередным эскизом.

 

«Полы, я выложу полы паркетом, из красного дерева- вычурно, не годится; из дуба, решено»,- озвучила свою мысль новоиспеченная хозяйка после беглого осмотра помещений. Тетя Рита недовольно поджала губы и ничего не сказала, но про себя добавила, устыдившись собственной непонятной обиды: "Негодница, заявилась» . Когда она встретила на вокзале Лину, та показалась ей высокомерной, но в большей степени- бессердечной.

 

- Вы знаете, где можно найти мастера подходящей категории, опытного? -давила Лина .

"Счас, выпишу тебе",-  прежняя охранительница  почувствовала притворную, глумливую мягкость интонации, но все же решила исполнить просьбу:

- Да, есть, старый мастер, не знаю, живой ли ещё, сын у него, по стопам пошел, в Доме Культуры областном и в доме купца Лодочникова  паркет  лож…клал.

- Хорошо, очень хорошо, непременное условие - трезвость, -улыбаясь, настаивала девица.

- Ну, вроде не пьющий, как все. Только…

- Что только? За ним водятся странности, признавайтесь! Вы осведомлены лучше, чем можно предположить, - Лина не унималась.

- Узнаю, скажу обо всем, -твердо заключила тетя Рита  и поспешила проститься: находиться в доме с жилицей было трудно.

 

Осенний день уходил медленно, дыхание его было то теплым, запоздало ласковым, то свистящим, резким.

 

Черный взошел на крыльцо двухэтажной дореволюционной постройки, дому шел восемьдесят первый год. Почуяв его возраст, мужчина остановился, не без почтения  оглядывая зеленоватые фасадные стены, ажурный козырёк, причудливую резьбу. Проник внутрь без стука, отворив незапертую, податливую дверь. Только перешагнув через порог, громко заявил о себе:

- Принимайте позднего гостя.

Лина нахмурилась;  направилась в прихожую, здесь едва не столкнулась со сверкнувшим на мгновение серебристо-пепельным  столбом, зачем-то взглянула в  треснутое зеркало часов и медленно подошла ближе, расправляя на ходу драпировку поплинового платья.

- Пришли измерять, расчёты проводить, вы принесли хотя бы часть инструмента?

Черный скинул сумку, зазвенело.

- А материал хранится в подходящих условиях? С потраченным возиться не буду,-  отрезал  пришелец.

 -Вначале мне предстоит с вами кое-что обсудить.

Захваченные в полон забытым, безымянным предчувствием, они со всем пристрастием, вызывающе изучали друг друга.

Cont...




#21692 Экскурсия

Написано Маркаб на 05 Декабрь 2014 - 20:37

стакан с горячим чаем

Именно стакан с чаем, как же хочется. Да, "хладнокровные" люди испытывают так себя, машинально.

 

* «Литераторские мостки»

Сначала Артез что-то там переводит, теперь вы. Это из "общей осведомленности"; если кто не знает- пусть самостоятельно ищет, не балуйте неопытных читателей. Единственное- вам дорого, лишний раз желанно упомянуть.

долго ржали
Такой уютный Ринат Алиевич, в тепле, посреди цветника- и ржали. Выпадает словечко, несмотря на бытовую неприкрашенность, неформальность обстановки. Мы все носители просторечия, и прочие выражения были уместны. Но это чересчур грубо, так мне слышится, тем более не диалоговое..

С.А. -был у нас такой философ-политолог. Поговоривали, что принимал "на столе". И все равно, интересный дядька, не без мужского шарма.

Цветаевское здесь к месту, по смыслу, но литературный маршрут поэта все ж другой.

учивших

Читавших ; недоверчиво отнеслась к выводу о студентах-вчерашних школьниках. Шквал эмоций героини- это нечто скрытое от простых экскурсантов, потому любопытно. Все время хотелось воскликнуть:" Не о том думаешь, остановись, прохожая!"

Чертовы будни, они шкуры треплют.




#21577 Подснежник

Написано Маркаб на 02 Декабрь 2014 - 15:52

.Rassul Shybyntay,

традиционно неблагодарное дело- "каверничать", но получилось неплохо. Ирония, если и подразумевалась, по ходу повествования самоубилась.

Надеюсь, это не цеплянье поверхностное(по аналогии)?

Мое-про чувствительность, любовь к своим ощущениям гипнотическим; и надо всем этим- лукавый смешок и стыд.

 

Можно я здесь побуду одна?)




#21569 Подснежник

Написано Маркаб на 02 Декабрь 2014 - 14:19

Benzin,

спас ситуацию рассказ Алмаза, Рассул ведь успел расстроиться.

Кассиопея- уже было, в прошлом году. Если не ошибаюсь,у Лестады.

Примерно то же самое
  :o 

попытаюсь сам

да, приветствуется.


#21501 Приключения спасателя - 1

Написано Маркаб на 30 Ноябрь 2014 - 22:26

Именно такая постановка вопроса. Читаешь комментарии ваши (прозу же оценила)- и серьезности  добавляется, озадаченности, я бы сказала.




#21477 Часть II. Ночные кошмары

Написано Маркаб на 30 Ноябрь 2014 - 19:09

Radda,

м.б. она будет в воздухе носиться, это тоже шик.






Copyright © 2024 Litmotiv.com.kg